Теперь вопрос о внесении организации в соответствующий перечень минюста может быть поставлен в случае получения денег от российских юридических лиц, за которыми стоят иностранцы. Иными словами, деньги все равно приходят из-за рубежа, только по более сложным схемам.
Кроме того, вводится дополнительное основание для проведения внеплановой проверки НКО-иноагента. Таким основанием будет полученная от органов публичной власти, граждан или организаций информация об участии НКО в мероприятиях иностранных или международных неправительственных организаций, деятельность которых признана нежелательной на территории РФ.
Понятие "иностранный агент" появилось в законодательстве в 2012 году, когда соответствующие изменения были внесены в Закон "О некоммерческих организациях". В соответствии с ними иностранным агентом может быть признана некоммерческая организация, которая участвует в политической деятельности в России и при этом получает финансирование или имущество от иностранных организаций или граждан. Иными словами, самого по себе факта получения иностранных денег недостаточно для наделения организации статусом иноагента. Принципиально важно доказать, что организация преследует какие-либо политические цели.
Позднее законодательство было усовершенствовано и в случае, если физическое лицо в интересах иностранного СМИ-иноагента создает и распространяет для широкого круга лиц текстовые, аудио- и видеоматериалы, получая при этом поддержку из-за рубежа, оно также может быть признано иноагентом.
У института иностранных агентов информационная задача. Общество должно знать, что та или иная организация, продвигающая какие-то политические идеи, получает деньги из-за границы.