Непонятно, насколько эта тенденция долгосрочная, но она очевидная: для сравнения- доля въезжающих таджикских или туркменских женщин составляет около 10 процентов от мигрантов этих стран.
Женщины- мигранты, часто приезжающие с детьми, гораздо более уязвимы, и по сравнению с мужчинами куда больше рискуют. В списках их рисков - психологическое, физическое и, сексуальное насилие, жестокое обращение, неадекватные условия труда и жилья, отсутствие доступа к медицинской помощи, сложности с устройством детей в школу и детсады.
Женское лицо миграции при этом намного сложнее мужского, считает заместитель председателя Комиссии Общественной Палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Маргарита Лянге.
- Это не совсем естественная ситуация, когда женщины отрываются от семьи, но обстоятельства нередко складываются так, что они вынуждены это делать. И тогда на женщину ложится гораздо большая нагрузка и в эмоциональном, и в трудовом плане, - сказала Маргарита Лянге, отметив очень горькую тенденцию - отказ женщин-мигрантов от детей.
По ее словам, таких случаев становится больше, и таких детей, к сожалению, не торопятся усыновлять.
- Это проблема не только детей, от которых отказались, но и самих женщин, потому что ни одна из них в нормальных условиях не откажется от своего ребенка, - считает Лянге -. За каждым таким случаем стоит ужасная трагедия, и нам важно так выстроить миграционную политику, чтобы таких случаев не происходило.
Участники конференции напомнили о грядущей Всероссийской переписи населения и обратились к мигрантам с просьбой поддержать ее.
- Это мировая практика. Это поможет развеять мифы о количестве мигрантов. Фиксируйте себя, своих детей, которым в дальнейшем нужна будет школа, чтобы государство знало и учитывало ваши потребности тоже, - пояснил Председатель Комиссии ОП РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений Владимир Зорин.
- 10 лет нам всем жить и ориентироваться на эти цифры - это выделение бюджета, строительство детских садов и школ, различных структур. Конечно, можно спрятаться и исказить картину, а можно заложить фундамент для тех, кто в ближайшие годы будет приезжать в нашу страну, - подчеркнула Маргарита Лянге.
В целом по стране два-три процента рабочей силы - это иностранцы, в Москве это пять-шесть процентов.
Директор проектов фонда развития международных связей "Добрососедство" Юрий Московский считает, что надо бояться не притока мигрантов, а конкуренции за трудовую миграцию с другими странами.
- Кто-то хочет нанести ущерб РФ как конкуренту в геополитических играх; кто-то хочет, чтобы студенты поехали в другие страны, считает он. - Это своеобразный передел рынка. К сожалению, многие не понимают, что чем больше народу в современной экономике, тем лучше.
Как мигранты чувствуют себя в России?
- У нас в стране более 1300 различных мигрантских объединений, 32 тысячи религиозных организаций - серьезный ресурс, чтобы обеспечить гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, - считает Владимир Зорин.
При этом он подчеркивает, что никто в стране ставит целью ассимиляцию народов (" За все тысячелетнее существование нашего государства в разных его формах мы не потеряли ни одного народа"), речь идет о социальной адаптации и интеграции мигрантов.
Для этого в первую очередь нужны комфортные условия для труда, а также работа с диаспорами и специальные проекты по социальной и культурной адаптации мигрантов в российском обществе.
Среди женщин-мигранток между тем много позитивных персонажей - это и успешные бизнесмены, и матери, совмещающие материнство и общественные нагрузки. Участники конференции призвали диаспоры провести мониторинг среди мигрантских сообществ, чтобы выявить женщин-лидеров и попытаться их интегрировать в бизнес-сообщество России.
Советник посольства Киргизской Республики Манас Жолдошбеков считает, что для снижения рисков уязвимости мигрантам необходимо добиваться заключения письменного договора с работодателями, и пользоваться всеми правами предусмотренными для мигрантов в рамках договора стран - членов Евразийского экономического союза.