"Российская газета" внимательно изучила афишу и выбрала пять постановок, которые стоят того, чтобы купить билет до Северной столицы.
Спектакль, который откроет нынешний фестиваль, - настоящий семейный хоррор. В основе пьесы Алексея Шипенко - реальные события, произошедшие в средневековой Португалии, когда возлюбленная инфанта дона Педру, Инес де Кастро, была казнена, а потом посмертно возведена в королевский сан. Но драматург превращает историю, вдохновлявшую художников, писателей и кинематографистов, в откровенный дневник сегодняшней женщины. Мистическая природа переживаний героини становится главным сюжетом спектакля. В роли "мертвой португальской королевы", погибшей за любовь и воскресшей, как все настоящее, - Юлия Ауг.
Беларусь на "Балтийском доме" представит постановка "Брак с ветром" ("Шлюб з ветрам") - история вне времени, старинные напевы которой возвращают нас на сотни лет назад, но и дают понять, что то, что волновало наших предков в любви и отношениях, волнует сегодня и нас. Зрители станут свидетелями традиционной белорусской свадьбы - подготовки к ней, самого праздничного вечера за длинным столом, но в центре, конечно, не торжество, а то, что переживают герои, пока гости кричат "Горько!" и делают селфи. Это болезненный отрыв от семьи для невесты, а жених остается в путах материнской любви, поглощающей сына и парализующей его личность. Евгений Корняк - мастер эксперимента и пластических решений. Зрелище обещает быть завораживающим.
Интерпретация итальянского режиссера Алессандро Серра - одно из главных событий фестиваля. Эта постановка - лауреат главной театральной премии Италии UBU и Национальной премии театральных критиков как лучший спектакль 2017 года. Ритуалы, обряды и ритмы, берущие начало в древней сардинской культуре, сливаются с шекспировскими театральными традициями, где все роли (согласно английской традиции времен Елизаветы I) исполняют мужчины, в спектакль невероятной силы и энергии о шотландском тане Макбете, попытавшемся стать королем. И он им стал - ценой одиночества. "Когда сверхъестественное проникает в живое существо, в котором недостаточно любви, чтобы принять его, то оно становится злом", подчеркивает Алессандро Серра.
Главная премьера "Балтийского дома", которую создатели окрестили футуристической кибертрагикомедией. Вот что рассказывает об этом несуществующем жанре сам режиссер: "Мы долго искали, какое определение дать спектаклю, чтобы звучало посильнее. И вот скорее даже в шутку придумали "кибертрагикомедия". Потом добавили - "футуристическая". На это решение подтолкнули две вещи. Первая - легендарная постановка Мейерхольда, отсылки к которой будут и у нас. Вторая - сам автор пьесы Сухово-Кобылин. В тексте есть все то, что было в его время, но остается в современном мире и в современной поп-культуре: оборотни и вурдалаки, детектив и комедия. Но что важнее всего осознать - в нем есть то, что ждет нас в будущем". Это спектакль об экстремальном способе обретения свободы и освобождения от долгов и чувства вины - через фальсификацию собственной смерти. Но все не так просто….
1943 год. Война. СССР нужны деньги на борьбу с Германией. По личному поручению Иосифа Сталина председатель Еврейского антифашистского комитета, существовавшего в Советском Союзе, Соломон Михоэлс, известный театральный режиссер, отправляется в США. Он встречается с состоятельными евреями, которые жертвуют Советскому Союзу колоссальную по тем временам сумму - 33 миллиона долларов. Одним из дарителей был Чарли Чаплин. История этой встречи лежит в основе спектакля. Дмитрий Крымов уверен: два художника, два артиста, две личности грандиозного масштаба, жившие в непростое время, должны были сказать друг другу что-то очень важное. В ролях Роза Хайрулина, Максим Виторган, Максим Суханов, Евгений Стычкин и другие.
Кстати
Полную программу фестиваля можно посмотреть на официальном сайте "Балтийского дома".