Гид: что смотреть на фестивале "Балтийский дом" в Петербурге

В Санкт-Петербурге 6 октября стартует фестиваль "Балтийский дом" - ежегодный театральный марафон в этом году пройдет в 31-й раз и представит зрителям 14 спектаклей. Главная тема - болевые точки современного человека, так что, если вы готовы "проработать" свои собственные, а заодно и общесоциальные травмы - добро пожаловать.

"Российская газета" внимательно изучила афишу и выбрала пять постановок, которые стоят того, чтобы купить билет до Северной столицы.

"Сад", Электротеатр Станиславский (Москва), режиссер Денис Азаров, 6 октября.

Фото: Театр-фестиваль "Балтийский дом"

Спектакль, который откроет нынешний фестиваль, - настоящий семейный хоррор. В основе пьесы Алексея Шипенко - реальные события, произошедшие в средневековой Португалии, когда возлюбленная инфанта дона Педру, Инес де Кастро, была казнена, а потом посмертно возведена в королевский сан. Но драматург превращает историю, вдохновлявшую художников, писателей и кинематографистов, в откровенный дневник сегодняшней женщины. Мистическая природа переживаний героини становится главным сюжетом спектакля. В роли "мертвой португальской королевы", погибшей за любовь и воскресшей, как все настоящее, - Юлия Ауг.

"Брак с ветром", Республиканский театр белорусской драматургии (Минск), режиссер Евгений Корняг, 9 октября.

Фото: Театр-фестиваль "Балтийский дом"

Беларусь на "Балтийском доме" представит постановка "Брак с ветром" ("Шлюб з ветрам") - история вне времени, старинные напевы которой возвращают нас на сотни лет назад, но и дают понять, что то, что волновало наших предков в любви и отношениях, волнует сегодня и нас. Зрители станут свидетелями традиционной белорусской свадьбы - подготовки к ней, самого праздничного вечера за длинным столом, но в центре, конечно, не торжество, а то, что переживают герои, пока гости кричат "Горько!" и делают селфи. Это болезненный отрыв от семьи для невесты, а жених остается в путах материнской любви, поглощающей сына и парализующей его личность. Евгений Корняк - мастер эксперимента и пластических решений. Зрелище обещает быть завораживающим.

"Макбет", Театр Сардинии и Компания Театроперсона (Италия), режиссер Алессандро Серра, 12 октября.

Фото: Театр-фестиваль "Балтийский дом"

Интерпретация итальянского режиссера Алессандро Серра - одно из главных событий фестиваля. Эта постановка - лауреат главной театральной премии Италии UBU и Национальной премии театральных критиков как лучший спектакль 2017 года. Ритуалы, обряды и ритмы, берущие начало в древней сардинской культуре, сливаются с шекспировскими театральными традициями, где все роли (согласно английской традиции времен Елизаветы I) исполняют мужчины, в спектакль невероятной силы и энергии о шотландском тане Макбете, попытавшемся стать королем. И он им стал - ценой одиночества. "Когда сверхъестественное проникает в живое существо, в котором недостаточно любви, чтобы принять его, то оно становится злом", подчеркивает Алессандро Серра.

"Смерть Тарелкина", театр "Балтийский дом" (Санкт-Петербург), режиссер Оскарас Коршуновас, 16 октября.

Фото: Театр-фестиваль "Балтийский дом"

Главная премьера "Балтийского дома", которую создатели окрестили футуристической кибертрагикомедией. Вот что рассказывает об этом несуществующем жанре сам режиссер: "Мы долго искали, какое определение дать спектаклю, чтобы звучало посильнее. И вот скорее даже в шутку придумали "кибертрагикомедия". Потом добавили - "футуристическая". На это решение подтолкнули две вещи. Первая - легендарная постановка Мейерхольда, отсылки к которой будут и у нас. Вторая - сам автор пьесы Сухово-Кобылин. В тексте есть все то, что было в его время, но остается в современном мире и в современной поп-культуре: оборотни и вурдалаки, детектив и комедия. Но что важнее всего осознать - в нем есть то, что ждет нас в будущем". Это спектакль об экстремальном способе обретения свободы и освобождения от долгов и чувства вины - через фальсификацию собственной смерти. Но все не так просто….

"Двое. Чаплин и Михоэлс", проект продюсера Леонида Робермана и Музея Москвы, режиссер Дмитрий Крымов, 19 и 20 октября.

Фото: Театр-фестиваль "Балтийский дом"

1943 год. Война. СССР нужны деньги на борьбу с Германией. По личному поручению Иосифа Сталина председатель Еврейского антифашистского комитета, существовавшего в Советском Союзе, Соломон Михоэлс, известный театральный режиссер, отправляется в США. Он встречается с состоятельными евреями, которые жертвуют Советскому Союзу колоссальную по тем временам сумму - 33 миллиона долларов. Одним из дарителей был Чарли Чаплин. История этой встречи лежит в основе спектакля. Дмитрий Крымов уверен: два художника, два артиста, две личности грандиозного масштаба, жившие в непростое время, должны были сказать друг другу что-то очень важное. В ролях Роза Хайрулина, Максим Виторган, Максим Суханов, Евгений Стычкин и другие.

Кстати

Полную программу фестиваля можно посмотреть на официальном сайте "Балтийского дома".