Новости

04.10.2021 20:25
Рубрика: Экономика

Ценные наблюдения

Маркировка снижает стоимость молочной продукции
С 1 июня 2021 года рост цен на маркируемые сыры и мороженое замедлился, в то время как на другие категории немаркируемых молочных товаров, наоборот, ускорился.
До конца года начнут маркировать всю "молочку". С 2022 года маркированные товары будут фиксировать в системе "Честный знак". Фото: РИА Новости До конца года начнут маркировать всю "молочку". С 2022 года маркированные товары будут фиксировать в системе "Честный знак". Фото: РИА Новости
До конца года начнут маркировать всю "молочку". С 2022 года маркированные товары будут фиксировать в системе "Честный знак". Фото: РИА Новости

Об этом свидетельствуют расчеты экспертов Высшей школы экономики. Результаты исследования ВШЭ были обнародованы в СМИ в сентябре этого года.

Напомним, на первом этапе маркировка действовала для сыра и мороженого. С 1 сентября 2021 года требования вступили в силу и для продукции со сроком хранения более 40 суток. А с 1 декабря 2021 года маркировку введут и для товаров со сроком годности 40 дней и менее. Для фермеров маркировка станет обязательной с 1 декабря 2022 года.

Эксперты ВШЭ зафиксировали, что после внедрения маркировки рост цен на мороженое сократился с 3,5 процента в марте - июне до 3,2 процента в июне - сентябре 2021 года. Стоимость сыра в марте - июне выросла на 0,9 процента, а после внедрения маркировки динамика снизилась до 0,7 процента. Одновременно быстрее с марта по сентябрь 2021 года росли цены на еще не маркируемые сливочное масло - на 1,4, сметану - на 3,4 и творог - на 3,3 процента.

По мнению экспертов, это свидетельствует о том, что обеление отрасли позитивно влияет не только на качество продукции, но и на цены.

До конца 2021 года производители начнут наносить коды маркировки на все молочные продукты

Сейчас молочная отрасль готовится к заключительному этапу, когда маркировка распространится на всю продукцию. "К системе уже подключились 84 процента юрлиц и 71 процент индивидуальных предпринимателей", - заявили в операторе системы "Честный знак" Центре развития перспективных технологий. Крупнейший производитель сырого молока - группа компаний "ЭкоНива" вовремя завершила подготовку ко второму этапу, что позволило входящим в группу Аннинскому молочному заводу и МосМедыньагропрому с 1 сентября маркировать ультрапастеризованное молоко, сливки и сливочное масло. Аналогичная ситуация и в других регионах. Многие производители постарались вовремя решить технические вопросы, чтобы не испытывать проблем, когда придет срок введения маркировки.

"Например, в Приморском крае маркированную молочную продукцию выпускают уже 34 компании. При этом Приморье - лидер по количеству компаний, присоединившихся к маркировке молочной продукции на Дальнем Востоке", - заявили в региональном минсельхозе.

До конца 2021 года производители начнут наносить коды маркировки на все молочные продукты. С 2022 года продавцы будут обязаны фиксировать продажу маркированных товаров в системе "Честный знак". Кассир должен будет отсканировать код маркировки на товаре, чтобы касса передала сведения в систему.

С 1 декабря 2023 года начнется учет каждого экземпляра продукции. Предприниматели должны будут обеспечить сканирование кода маркировки еще во время приемки товара. Так система маркировки будет контролировать путь каждой единицы товара от производителя до покупателя.

А к 2024 году в России планируется ввести систему сплошной маркировки и прослеживаемости товаров, что должно сказаться на увеличении производства и прибыли добросовестных компаний.

Специалисты НИУ ВШЭ также прогнозируют увеличение бюджетных доходов на 121 миллиард рублей в год за счет снижения нелегального оборота и данных из государственной системы маркировки "Честный знак". Участники же отраслевых рынков, по расчетам ВШЭ, в совокупности могут иметь до 200 миллиардов рублей дополнительных доходов ежегодно.

Наибольший позитивный эффект могут получить участники рынка молочной продукции - 53 миллиарда рублей в год, табака - 34 миллиарда, кондитерских изделий - 32 и лекарств - 31 миллиард рублей.

Одно из важных преимуществ введения маркировки, по мнению экспертов, представителей бизнеса и специалистов, - препятствие появлению фальсифицированной и нелегальной продукции на прилавках магазинов. Борьба, которую уже долгое время ведет добросовестный бизнес с "серой зоной", дает свои плоды, и рынок обеляется. И подключение потребителей к контролю за продукцией на прилавках также является важной составной частью процесса обеления рынка, считают эксперты. Используя обычный смартфон, сегодня можно получить подробную информацию об интересующем товаре. С помощью системы "Честный знак" можно узнать данные производителя, состав продукта, сроки годности и условия хранения, прочитать описание товара. А зафиксировав нарушение или несоответствие - отправить информацию в систему.

Кстати, это и есть одно из главных отличий маркировки от системы ветсертификации "Меркурий", которая внедрила электронные сертификаты на товары. Системы маркировки и прослеживаемости дополняют друг друга. "Меркурий" отслеживает продукцию или сырье животного происхождения до его поступления на перерабатывающий завод. Затем уже система маркировки "Честный знак" фиксирует перемещения каждой упаковки готовой продукции до ее продажи.

Таким образом, в стране созданы условия, чтобы максимально сократить серый сегмент и обеспечить качество продукции от поля до прилавка магазина.

Экономика АПК