Несмотря на 35-процентный рост, второй месяц продажи падают, в августе дилеры реализовали на 11 процентов машин меньше, чем год назад. Продажи упали у прежних лидеров, что позволило поставщикам второго списка нарастить обороты.
Причина - в дефиците полупроводников (об этом "РГ" уже писала ранее), который стал следствием экономических войн между США и КНР. Автопроизводители стали главными жертвами этого кризиса, причем компании первого списка, которые используют микросхемы для программного обеспечения своей продукции. Все детали закупаются к моменту сборки - складских запасов не делается. Очевидно, что это затрудняет работу как поставщиков электроники, так и автопроизводителей, которые останавливают конвейер в отсутствие электронных запчастей. (Простои, кстати, значительные - время ожидания полупроводников выросло с трех недель до 21 недели). Как сообщает Bloomberg, потери автопроизводителей в мире составят 210 миллиардов долларов - это 7,7 миллиона автомобилей.
Положительную динамику восьми месяцев этого года эксперты объясняют именно тем, что продавцы реализовали предварительные заказы тех покупателей, которые сделали их в момент пандемийной остановки автопроизводств. Все машины, которые были заказаны в прошлом году и были недополучены, реализованы (переданы покупателям) в этом.
- В условиях дефицита автомобилей, вызванного кризисом в поставках полупроводников для автомобильной промышленности, сейчас положительную динамику продаж показывают марки, которые находятся за пределами топ-10. Например, из 20 брендов, занимающих места с 11-го по 30-е, только шесть закончили август с отрицательным результатом. Для сравнения: в лидирующей десятке негативную динамику показали восемь марок, - отмечает ведущий эксперт "Auto-Dealer-СПб" Евгений Еськов. - Уже понятно, что дефицит поставок сохранится как минимум до конца года. В этих условиях положительным результатом для автомобильного рынка Санкт-Петербурга будет рост в десять процентов по итогам всего года.
Еще одна причина временного роста продаж, ставшая уже традиционной, - желание инвесторов вложить свободные средства на фоне нестабильного курса рубля. Отчасти для таких вложений сейчас благоприятное время. С 1 октября большинство брендов не повысили цен, как это бывает обычно. Стоимость продолжает расти, но вдвое медленнее, чем в первой половине года, успокаивают аналитики. Есть одно но: по данным "Автостата", 23 бренда уже повысили рекомендованные розничные цены на автомобили в сентябре. В этом эксперты винят покупателей - ведь спрос на автомобили по-прежнему превышает предложение.
Стоит напомнить, что по данным Петростата в 2020 году петербургские автозаводы выпустили на 13 процентов машин меньше, чем годом ранее. К концу года спрос вырос, как и производство, однако общий спад за год был меньше прогнозируемого - помогли господдержка и субсидированные кредитные программы.