Экономика Киргизии вернулась к росту

Международные финансовые институты сходятся во мнении, что республика сможет оправиться после пандемии в ближайшие шесть месяцев. Экономика страны, по их оценкам, вернулась к росту, и пик его придется на первый квартал следующего года. Но эти прогнозы, как признают иностранные эксперты, имеют высокую степень неопределенности из-за нескольких факторов, включая парламентские выборы, намеченные на конец ноября.

Как полагают в Азиатском банке реконструкции и развития (АБР), который остается одним из ключевых финансовых доноров Киргизии, республика будет чувствовать отрицательные последствия пандемии еще по меньшей мере несколько месяцев. Эксперты АБР подчеркивают, что на экономическую активность страны могут повлиять как повторные волны распространения COVID-19, так и медленные темпы вакцинирования. С определенными сложностями республика сталкивается и из-за ситуации на международной арене. На границах стран, которые считаются основными торговыми партнерами Киргизии, все еще действует режим ограничений. Это служит серьезным препятствием для увеличения грузоперевозок как автомобильным транспортом, так и железными дорогами. К допандемийному уровню пока не вернулось и воздушное сообщение. Число авиарейсов в Киргизию по-прежнему ограничено.

- Несмотря на то что страна продолжает ощущать воздействие COVID-19, мы, учитывая благоприятные прогнозы торговых партнеров Киргизии, с осторожным оптимизмом смотрим на экономический рост, - поясняет глава представительства АБР в КР Канокпан Лао-Арайя, добавляя, что развитие республики в данный момент тесно связано с тем, сможет ли республика восстановить сектор услуг, в котором представлено много частных предприятий.

По предварительным оценкам АБР, темпы развития экономики Киргизии к концу 2021 года могут составить 3,5, а в 2022-м - вырасти до пяти процентов. Но не исключено, что этот прогноз будет пересмотрен и заменен более пессимистичным из-за пандемии, с которой эксперты связывают и высокий темп инфляции. К началу 2022 года показатель последней может достичь 10 процентов. В АБР это объясняют ростом цен на продовольствие, что связано как со снижением курса национальной валюты к резервной (доллару США), так и медленным восстановлением цепочки поставок. В следующем году темпы инфляции замедлятся до семи процентов.

В Евразийском банке развития (ЕАБР), в свою очередь, упоминают в числе факторов, оказывающих огромное влияние на развитие экономики, еще несколько значимых для республики явлений. Особые риски для страны несет период так называемого маловодья. Он уже привел к засухе и снижению урожая агрокультур, что отразилось на темпах роста в сельскохозяйственном секторе. Определенную опасность маловодье представляет и для энергетики. Прежде всего потому, что большая часть электричества в Киргизии вырабатывается на гидроэлектростанциях.

В числе других важных факторов, упоминаемых экспертами ЕАБР, - социально-политическая ситуация в стране, тесно связанная с выборной кампанией, и работа крупнейшего на Тянь-Шане рудника - "Кумтор", доля которого в экономике Киргизии ранее достигала десяти процентов ВВП. Но, тем не менее, ЕАБР к концу года прогнозирует рост ВВП республики на уровне 3,8 процента, а в следующем - 2022-м, - по оценкам его экспертов, в республике начнет постепенно замедляться инфляция.

Тем временем

Евразийский банк развития выделяет Киргизии грант на обновление медицинского автопарка. Как заявил замминистра здравоохранения и социального развития КР Улук-Бек Бектурганов, ЕАБР намерен помочь республике приобрести 40 карет скорой помощи и еще 70 санитарных машин. Таким образом финансовый институт пытается поддержать Киргизию в борьбе с пандемией и распространением COVID-19.

- Машины, которые планируется приобрести на средства, выделяемые ЕАБР, будут оснащены специальным оборудованием, включая кислородные концентраторы, - подчеркнул чиновник.