06.10.2021 19:06
    Поделиться

    Первые беспилотные грузовики заступили на вахту в Югре

    Югра вошла в число регионов, на территории которых запущены в повседневную эксплуатацию беспилотные автомобили. Правда, на дорогах общего пользования их пока не увидишь - за пределы производственных площадок машины не выпускают. Но это первый твердый шаг в новую эпоху, где безлюдные авто различного назначения будут, вероятно, присутствовать всюду. Какой прок в этой весьма дорогой технике, которая заступила на вахту на Крайнем Севере, почему именно здесь ее испытывают на прочность и каковы перспективы захода роботизированных авто в "общегражданское" пространство в ближайшие 5-10 лет?
    Пресс-служба правительства Югры

    Беспилотники в воздухе стали уже обыденностью. Они умеют многое: исследовать небезопасные объекты, например инфраструктуру предприятий ТЭК, отслеживать лесные пожары, участвовать в научных изысканиях, наносить ракетные удары (армейские образцы), перевозить грузы. Удивить обывателя разносторонними навыками дронов уже трудно, разве что темпами их совершенствования. "Газпром нефть" на одном из своих месторождений в Ханты-Мансийском округе недавно стала использовать новейшую отечественную модель, способную практически в любую погоду доставить груз весом до 100 килограммов в нужное место в 100-километровом радиусе от точки взлета. Это несравнимо дешевле, чем на обычном вертолете, и хлопот куда меньше. Теоретически дрон и человека способен перевезти, была бы пассажирская кабинка.

    Умный беспилотник, выпущенный на улицу с интенсивным потоком машин, не может предвидеть непредсказуемых действий иных водителей

    Воздушное использование беспилотников, по мнению большинства экспертов, будет бурно развиваться, поскольку над землей нет больших проблем с логистикой и безопасностью движения. Однако сухопутные направления тоже энергично осваиваются. Во втором десятилетии XXI века созданием машин, способных самостоятельно передвигаться по различным дорогам, не исключая городские магистрали, занималась дюжина компаний, международных и национальных, в том числе российских. Результаты впечатляют. Создано несколько достаточно эффективных моделей транспорта, которые отлично ориентируются на местности, читают дорожные знаки, чутко реагируют на помехи и препятствия, самостоятельно выбирая рациональный маршрут и темп движения. Проверено на практике в ходе длительных испытаний. Электронный мозг автомобиля с элементами искусственного интеллекта - это идеальный водитель, опытный и предельно дисциплинированный. При этом он не устает, лучше "видит", быстрее оценивает ситуацию, крайне редко ошибается. И позволяет владельцам авто экономить.

    Так в чем тогда проблема их широчайшего внедрения? Она в человеке, вернее, в других участниках дорожного движения. Самый что ни на есть умный беспилотник, выпущенный на улицу с интенсивным потоком машин, не может предвидеть тех или иных непредсказуемых действий, связанных с грубым нарушением ПДД, хаотичным поведением иных водителей. Хорошо бы предоставить безлюдным авто отдельные трассы или хотя бы выделенные полосы, только привилегия предполагает огромные траты. В любом случае переход к беспилотным перевозкам потребует капитальной модернизации дорожной инфраструктуры и формирования нормативно-правовой базы. Это ведь совсем другой мир! Так что пока о массовом использовании нового типа машин говорить не приходится.

    Несложно догадаться, где они сегодня востребованы. Во всяком случае в России. Да, там, где нет автомобильных потоков, где перемещение машин в пределах определенной зоны контролируется. Это большие промышленные площадки, месторождения полезных ископаемых. Уже упомянутая "Газпром нефть" выступила партнером Нижегородского государственного технического университета и известного автозавода, сконструировавших роботизированную ГАЗель с электродвигателем, не боящуюся морозов, непритязательную к качеству дорожного покрытия. На Южно-Приобском месторождении грузовичок курсирует по оцифрованным маршрутам между складом и производственными участками.

    В конце сентября нефтяники продемонстрировали в Югре иной вариант работы беспилотных грузовиков, ранее уже апробированный за рубежом. Образцом послужила колонна из трех КамАЗов, первым из которых управлял водитель, а в двух следующих никого не было: они шли гуськом, повторяя точь-в-точь маневры первой машины. То есть один человек вел сразу три грузовика. В условиях зимнего бездорожья, когда нередко требуется преодолевать большие расстояния, это наилучший вариант, отмечают в компании. Кстати сказать, самоуправляемые КамАЗы неплохо показали себя в полевых испытаниях в ямальской тундре.

    Еще один интересный пример. Недавно в Хакасии на 1350-метровой дистанции угольного месторождения запущены в постоянную эксплуатацию два 130-тонных БелАЗа, перевозящих породу без прямого участия человека, - за ними наблюдают удаленно. Если самосвалы не подведут, то в перспективе дело дойдет до полностью роботизированного карьера.

    Поделиться