07.10.2021 16:54

Астрономы нашли "адскую" планету с огненным дождем

ESO/M. Kornmesser

Международная группа ученых из Корнельского университета, Университета Торонто и Королевского университета в Белфасте представила новое исследование, доказывающее, что недавно открытая "огненная" экзопланета WASP-76b оказалась еще более экстремальной, чем считалось первоначально.

Исследование опубликовано в журнале Astrophysical Journal Letters и было представлено на ежегодном собрании отделения планетарных наук Астрономического общества Америки. Кратко же о нем рассказывает Phys.org.

В своем исследовании авторы представили первое детальное описание характеристик планеты WASP-76b, о которой сами ученые говорят, что она "подобна аду". Этот космический объект был открыт в 2016 году и классифицирован как "сверхгорячий юпитер".

В новой работе ученые доказывают, что условия на данной экозпланете являются еще более экстремальными, чем считалось до сих пор. Анализ выявил присутствие в ее атмосфере ионизированного кальция. Это свидетельствует о более высокой температуре атмосферы, чем предполагалось ранее, или о сильных ветрах, которые дуют в верхних слоях атмосферы.

Особенностью данной планеты является то, что на ней идут огненные дожди, причем они являются металлическими. Как пишут исследователи, изученный "сверхгорячий юпитер" - это раскаленное место, где железо сначала испаряется, затем конденсируется на ночной стороне и после этого выпадает с неба в качестве осадков.

По мнению ученых, визуально это выглядит как огненный дождь, что и делает в их представлении планету "адской". Астрономы даже не исключают, что при выпадении огненного дождя поверхность планеты может шипеть и пузыриться.

Ионизированный кальций был обнаружен в атмосфере WASP-76b с помощью спектрометра Gemini North, расположенного в обсерватории на вершине горы Мауна-Кеа на Гавайях. Сообщается, что сама планета расположена очень близко к своей родительской звезде, поэтому на ее поверхности держится высочайшая температура, способная плавить железо.

Добавим, что объект WASP-76b находится примерно в 640 световых годах от Земли. Планета вращается вокруг своей звезды, относящейся к классу F. Она немного горячее Солнца. Известно, что планета-гигант совершает один оборот вокруг нее по орбите за 1,8 земных дня.

"Мы видим, что на этой планете присутствует очень много кальция, - говорит ведущий автор статьи Эмили Дейберт, докторант Университета Торонто. - Полученная нами спектральная характеристика ионизированного кальция может указывать на то, что на этой экзопланете дуют очень сильные ветры в верхних слоях атмосферы. Или температура атмосферы там намного выше, чем мы думали раньше".

Ученые также отмечают, что современные инструменты позволяют проводить достаточно точное дистанционное зондирование десятков различных экзопланет. Спектральные измерения помогают определять диапазоны их масс и температур. В свою очередь, новые данные позволяют составить более полную картину. В данном случае спектральный анализ помог установить, что на открытой планете идут огненные дожди.