Две трети (67%) респондентов считают, что удаленная или гибридная работа будет иметь решающее значение для роста бизнеса в будущем, тогда как только 5% опрошенных не видят у удаленной работы каких-либо перспектив.
"У каждого завода есть администрация. Этих сотрудников можно переводить на удаленную работу. Работодатель сэкономит на аренде, оплате услуг ЖКХ, которые он платил за содержание административного корпуса, частично на оплате труда. Потому что 90% работодателей сократят зарплату своим сотрудникам, которые будут трудиться вне офиса. Ведь им не нужно тратиться на дорогу, дресс-код. И люди с этим согласятся. Недополученные деньги они вполне могут добрать на подработках", - считает директор Центра конъюнктурных исследований НИУ "Высшая школа экономики" Георгий Остапкович.
По словам главного конструктора "Меркатор Калуга" Виктора Носова, 90% сотрудников даже в условиях пандемии присутствуют на производстве. 10% совмещают полное присутствие с удаленкой. "Можно эффективно трудиться и на удаленке, но часть работ требует обязательного присутствия на предприятии. Ведь инженер должен видеть, что он создает и как это работает в реальности", - добавляет Носов.
Директор по персоналу компании КРОС Дмитрий Дударев добавляет, что международные компании, такие как Apple или Google, уже давно практикуют работу в распределенных командах по всему миру.
"Многие российские компании успешно перенимают опыт западных коллег. Особенно это касается таких отраслей, как маркетинг и реклама, IT, консалтинг, страхование, туризм", - уточняет Дударев.
При этом Минтруд фиксирует сокращение удаленной занятости. Если в прошлом году, в разгар пандемии коронавируса, удаленно трудились порядка 6 млн россиян, то сегодня - вдвое меньше (5% от всех занятых в России). Замглавы ведомства Елена Мухтиярова ранее отмечала, что наиболее востребованной формой удаленной занятости станет совмещение работы в офисе и дома.
В свою очередь, международная рекрутинговая компания Hays провела опрос, согласно которому более половины российских компаний в 2022 году собираются сохранить гибридный формат работы, позволяя сотрудникам несколько раз в неделю выполнять свои обязанности из дома. Вводить постоянное посещение офиса для всех сотрудников планирует лишь 22% работодателей. Большинство согласно, если люди будут появляться там не каждый день.
По данным опроса, в половине компаний удаленно из других городов трудится до 20% персонала. Так, четверть работодателей предоставляют удаленный доступ айтишникам, 15% - высшему менеджменту, еще 13% - маркетологам, пиарщикам, рекламистам и сотрудникам digital-отделов.