В мировой практике такого исторического сбора еще не было. Чему иностранцы могут научиться у наших историков, какие исторические сюжеты интересуют всех учителей и почему школьники не переваривают традиционные учебники, "РГ" поговорила с научным руководителем Института всеобщей истории РАН Александром Чубарьяном.
Александр Оганович, по какой причине решили собраться очно, несмотря на ковид и другие проблемы, которые сейчас сотрясают мир?
Александр Чубарьян: Отвечу коротко: школьным преподаванием истории недовольны во всем мире.
Кто приехал?
Александр Чубарьян: Представители всех стран СНГ. Есть известный историк с Украины, который расскажет о состоянии преподавания истории в школе. Большая делегация китайцев, прилетели педагоги Индии, Малайзии, Ирана, Индонезии, Латинской Америки. Четверо представляют Африканский континент, трое - США. Но больше всех гостей из Европы, в том числе руководители ЕвроКлио - европейской ассоциации учителей истории, и проекта Эмманюэля Макрона "Обсерватория" в Совете Европы, направленного на улучшение преподавания истории в европейских средних учебных заведениях.
Мы приглашали не звезд, а практикующих учителей. Это люди, которые работают "на земле", например, молодая учительница из Чили, известный в Камеруне методист или американка - руководитель центра популяризации исторического образования среди молодежи.
Судя по заявленным дискуссиям и докладам, какие вызовы стоят перед уроками истории?
Александр Чубарьян: Например, вопросы соотношения национальной и мировой истории в школьных программах. Или целесообразность разделения образовательного процесса на базовый и углубленный уровни. В мире много спорят о том, какой принцип преподавания истории выбрать: хронологический или проблемный. Актуален для разных стран и вечный вопрос, должна ли история воспитывать, например, гражданственность, патриотизм и как это лучше сделать?
Есть ли исторические сюжеты и темы, которые интересуют большинство учителей?
Александр Чубарьян: Да, на "круглый стол", посвященный преподаванию истории Второй мировой войны в разных странах мира, записались большинство участников конгресса. Вопросы истории и политики интересуют всех. Думаю, что внимание будет уделено и количеству часов, которые выделяются на историю в разных странах. Это сегодня очень актуально. Другая тема, вызвавшая резонанс, - революции в мировой истории. К примеру, педагоги обсудят, какие революции в наибольшей степени повлияли на исторический процесс и, следовательно, должны быть представлены в учебниках по мировой истории. К трудным вопросам относится и тема критического осуждения насилия, которое сопровождало все революции.
Отдельная секция конгресса посвящена учебникам истории. Согласны ли вы с мнением, что привычные нам пособия с параграфами и длинными текстами морально устарели?
Александр Чубарьян: Продвинутые учителя во всем мире давно задаются вопросами, например, для кого пишется учебник, для ученика или для учителя, или может ли он быть основным источником информации в цифровую эпоху? Все признают, что уроки истории в школе нуждаются в совершенствовании, поскольку они плохо усваиваются нынешними школьниками. Нужно новое поколение учебников: не просто пространный пересказ фактов, который никто не запоминает, а визуализация этих фактов: фото, картинки, мультимедийные возможности, куар-коды, выводящие на видео. Нравится нам это или нет, но у современных учеников совершенно иной способ потребления информации, нежели был у их дедушек с бабушками. Нужно приноравливаться.
Александр Оганович, а чем отличается российский подход к историческому образованию?
Александр Чубарьян: Без ложной скромности скажу: у нас есть очевидные преимущества. Россия - единственная страна, где соотношение в учебниках мирового и национального одинаково. В школах преподается отдельно отечественная и всеобщая история. Очень интересует зарубежных коллег, как работает культурно-исторический стандарт, который принят в России и является обязательным для всех наших школ. Он, как выясняется, совсем не чужд зарубежному образованию, несмотря на все критические пассажи.
Частью конгресса станет Российский съезд учителей. Это 200 педагогов из 57 регионов страны. Что их волнует сегодня?
Александр Чубарьян: Например, Единый государственный экзамен. Напомню, что до недавнего времени на ЕГЭ по истории писали сочинение. Что в общем-то очень здорово! Однако это превратилось в какую-то формальность с такими нелепыми требованиями, как "в эссе должно быть упомянуто четыре персонажа, пять событий и т.д.". Цифровой системе удобно отслеживать их выполнение и ставить оценку. Но ведь это профанация, и поскольку было повсеместное недовольство учителей, в этом году сочинение отменили. Теперь нужно обсудить, что будет взамен. По мне, так нет никакой разницы, сколько событий, пять или три, ты описал, нужно развивать у школьников историческое мышление, понимание сути события в историческом контексте.