По его словам, резкий рост спроса на энергоресурсы после пандемии коронавируса наложился на погодные факторы - сначала была долгая зима, а потом жаркое, безветренное лето. В результате, объемы забора газа из подземных хранилищ вырос, а объем выработки электроэнергии ветровыми и гидроэлектростанциями снизился.
Необходимо более тщательно подходить прогнозам, делать их на долгосрочной основе, считает Новак. Сейчас по-прежнему продолжают звучать политические заявления об отказе от углеводородов и инвестиций в них. Но этого нельзя допускать, чтобы политика влияла на экономику. Основанием должны быть расчеты. Всем известно, что солнечная и ветровая генерация зависит от погоды. Поэтому чем больше доля ВИЭ, тем больше понадобиться резервов на традиционных источниках энергии. Это не было учтено в этом году. А от ошибок в планировании потребления энергии страдают потребители, поскольку это приводит к росту цен, подчеркнул вице-премьер.
Он отметил, что Россия поддерживает климатическую повестку и работу по снижению выбросов CO2, развитие ВИЭ, водородной и атомной энергетики. Но развитие чистой энергетики не должно насаждаться, оно должно происходить естественным образом. Сейчас в климатической повестке слишком много политического хайпа и слишком мало экономики. Развитие безуглеродной и низкоуглеродной энергетики не должно тормозить экономический рост, то есть ухудшать жизнь людей, а в Европе произошло именно это.