Поделиться

Как в Волгоградской области адаптировали бизнес под пандемию

В Волгограде состоялся традиционный форум "За бизнес". Если в прошлом году основной его темой были вызовы пандемии, то сейчас ситуация изменилась: эпидемия коронавируса продолжается уже полтора года. Но те, кто остался в деле, смогли приспособиться к новым условиям. Об этом мы поговорили с нашими экспертами.

- Мы понимаем, что пандемия - это вызов, который в любом случае приходится принимать. Но, как правило, тяжелые испытания только закаляют. Конечно, без государственной поддержки выжить бизнесу было бы гораздо сложнее. Дело не только в ограничительных мерах. Были ведь и негативные факторы в мировой экономике. Но бизнес стал сильнее. Мы видим это в цифрах, во внешнеторговом обороте региона, - сказала "РГ" вице-губернатор Волгоградской области Анна Писемская.

В Волгоградской области для стабилизации экономики создали рабочую группу из бизнесменов и чиновников. О непростых отношениях бизнеса и власти хорошо знает уполномоченная по правам предпринимателей в регионе Ольга Устинова. При этом она считает, что и сейчас, в непростые времена, вполне можно начинать свое дело. Чтобы понять, с чем придется столкнуться, предпринимателю стоит посмотреть на потенциальных конкурентов.

- На питерском форуме прозвучала такая фраза о взаимодействии бизнеса с государством: "Вы на нас плюете, а мы вас ненавидим". От этого нужно уходить. Власть - это сервис для бизнеса. Есть два правила успешного ведения дел: выгодно и безопасно. Хотя по-прежнему есть масса вопросов к законодательству, - отмечает Устинова.

В прошлом году около трех тысяч предпринимателей удаленно обратились за льготными займами, консультациями или гарантиями на получение кредита. С пандемией совпал всплеск активности самозанятых. В Волгоградской области их зарегистрировалось 40 тысяч. Это либо те, кто просто решил легализоваться, либо желающие попробовать себя в коммерции.

Даже при ковидных ограничениях появляются новые предприятия. Например, Артем Ежов после нескольких лет работы в крупных компаниях открыл семейную пекарню в октябре 2020 года. Если обычных покупателей ему привлечь удалось, то в секторе B2B пока не все складывается удачно. Новому игроку на рынке пришлось столкнуться с недоверием владельцев кафетериев.

- Мы занимаемся продвижением в "Инстаграме". Там уже есть отклик, имеется две тысячи подписчиков. Мы даже показываем свое производство, людям нравятся такие видео. Пробуем работать "ВКонтакте", продвигаем свой сайт, давали рекламу в "Яндексе", - говорит Артем.

Предприниматель Александр Гудошников из-за пандемии сменил сферу деятельности.

- Я занимался организацией мероприятий. В 2020 году, когда этот бизнес практически перестал функционировать, я задумался о других проектах, стал искать новые идеи. Так как я сам являюсь фанатом кофе, организовал сеть кофеен самообслуживания, - рассказывает Гудошников. - Мы поставили в проходных местах кофемашины с сиропами и добавками. Как оказалось, есть новые возможности. В коронавирусную эпоху самообслуживание без контакта с продавцом безопаснее, да и дешевле.

После вынужденного ухода в онлайн многие оценили его преимущество. Разумеется, для некоторых видов бизнеса "удаленка" противопоказана. Но эксперты считают, что будущее за гибридными формами, сочетающими непосредственный контакт и видеосвязь. При этом коммерсанты стараются активно продвигать свое дело в интернете.

- В 2021 году все уходят в социальные сети. "Тик-Ток" считается молодой сетью, но уже появляются другие, еще моложе. И за ними будущее, - считает консультант в области продаж и маркетинга Александр Страхов. - Работа с соцсетями - это важно. Но нужно думать, для кого там размещается информация.

Кстати, в предпринимательской среде нередко сегодняшние дни характеризуются как "вторые девяностые". Речь идет не об обнищании и разгуле бандитизма, а о возможностях. 30 лет назад при смене политической и экономической формации бизнес приходилось создавать почти с нуля. И многие сумели заработать капитал. Сегодня, конечно, основные ниши заняты, но развивающиеся технологии открывают новые двери.

- Надо быстро менять бизнес-процессы. В прошлом году в новых реалиях пришлось отказаться от многих базовых принципов, чтобы продолжить работу. Но это получилось не у всех. Если в Волгоградской области удалось более-менее перестроиться, то в Москве умерла значительная часть бизнеса. Сейчас не то время, когда можно создавать производство, которое неизменно просуществует пару веков, ведь мы не знаем, что будет через десять лет, - отметил бизнес-консультант Максим Поташев. - В самой архитектуре бизнеса должна быть заложена способность оперативно меняться. В прошлом году был тяжелый период, имелись серьезные опасения насчет покупательной способности населения. Но те, кто сохранил свое дело, получили дополнительную закалку. Теперь они ничего не боятся. В этом смысле коронавирусная история оказалась счастливой для бизнеса.