Алексей Авдонин: Запад выбрал мишенью Союзное государство
Напомним, в сентябре Совет министров Союзного государства одобрил 28 интеграционных программ, которые, как ожидается, будут утверждены президентами на заседании Высшего Госсовета Союзного государства. Как констатируют разработчики, эти документы - "важный шаг вперед на пути создания к 2024 году основ функционирования единого экономического пространства от Минска до Владивостока". Союзное государство действует почти 22 года, а это, напомним нашим европейским партнерам, на шесть лет меньше, чем работает сам Евросоюз, который при создании был нацелен именно на региональную интеграцию. А сегодня почему-то с той стороны звучит жесткая критика в адрес наших стран за укрепление тех же внутренних связей. На каком основании? И где логика?
Дальше - больше. В одном из пунктов резолюции Европарламента (которая, к слову, не имеет юридической силы, а лишь обозначает позицию) напрямую осуждаются белорусско-российские переговоры по дальнейшему усилению интеграции двух стран и содержится предостережение от их продолжения: "Европарламент считает это нарушением суверенитета Белоруссии, поскольку белорусский народ лишается права определять будущее своей страны; если Россия продолжит свою текущую политику в отношении Белоруссии, ЕС должен будет ввести дополнительные меры сдерживания в отношении России". Ну что тут сказать. Грубым нарушением суверенитета являются как раз такие вот заявления. А Беларусь и Россия никаких заборов не возводят, они последовательно строят равноправный, выгодный для двух народов экономический союз, фундамент которого заложен в межгосударственном договоре еще более 20 лет назад.
Европолитиков также сильно напрягли прошедшие в сентябре масштабные военные учения "Запад-2021", которые, по их мнению, демонстрируют "наступательную позицию России и ее решимость использовать свои возможности во враждебных целях". Однако в этом же году в самой Европе прошли самые масштабные учения НАТО за последние 25 лет - Defender Europe 2021: в них участвовали 28 тысяч военных в 16 странах. И несмотря на то что организаторы изначально называли их "оборонительными", военные аналитики констатировали: большинство операций являлись наступательными, а также были организованы вблизи российских границ. Так у кого "враждебные цели"?
Государственный секретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев в комментарии ТАСС высказался по поводу резолюции Европарламента предельно конкретно: "Наивно полагать, что принятый Европарламентом документ каким-то образом может затормозить переговорный процесс, который успешно ведут Беларусь и Россия по экономической интеграционной повестке, как и негативно повлиять на упрочение взаимодействия между Москвой и Минском во благо укрепления региональной безопасности и оборонного потенциала". Тем не менее Европарламент настойчиво рекомендовал Европейскому совету на заседании 21-22 октября согласовать "всеобъемлющий и стратегический подход к санкциям против белорусского режима" и принять пятый пакет санкций с "крайней степенью срочности". Заседание началось как раз сегодня, и мы обсуждаем эту тему вместе с аналитиком Белорусского института стратегических исследований Алексеем Авдониным.
- Алексей, Европейский союз ведь создавался как объединение, нацеленное на региональную интеграцию. Почему же европейские политики жестко критикуют подобные решения у нас?
Алексей Авдонин: Евросоюз уже с 2017-2018 годов во взаимодействии с США и членами НАТО активно прорабатывал вопрос, как оттянуть Беларусь от любых интеграционных проектов с Россией. Когда блицкриг против нашей страны в прошлом году не удался, западные политики в открытую стали заявлять о санкциях в отношении Союзного государства. Тем самым они раскрыли всю суть собственных планов. А суть простая: не дать возможности России реализовать на постсоветском пространстве любые интеграционные проекты. Почему? Потому что это однозначно ведет к ослаблению Евросоюза, НАТО, США.
А ослабление происходит из-за того, что есть альтернатива, к которой будут готовы присоединиться действующие члены ЕС, в первую очередь из Восточной Европы. Люди уже насытились там евроинтеграцией и проблемами, которые она сформировала: безработицей, невозможностью сохранить традиционный институт семьи и воспитывать детей в христианских традициях и многое другое. Разумеется, появление любой альтернативной интеграции приводит к центробежному движению сил в самой Европе и тяготению людей к новым объединениям.
- Получается, под прицелом в принципе все объединения с участием наших стран?
Алексей Авдонин: Любое интеграционное объединение, которое реализует Россия, воспринимается Западом исключительно в негативном ключе. Другое дело, что в открытую выступить против ЕАЭС или ШОС, например, Европа пока не может, а Союзное государство для них более доступная мишень. Однако раз нас критикуют, значит, мы на правильном пути.