20.10.2021 14:01
    Поделиться

    На российские экраны выходит электрическая жизнь любителя кошек

    У нас очень принято менять названия импортных фильмов, но это не всегда безопасно. Название картины всегда сигнализирует зрителю, чего ему ждать - семейной драмы, уморительной комедии, философского эссе или цирка. "Электрическая жизнь Луиса Уэйна" у нас стала "Кошачьими мирами Луиса Уэйна", и теперь все кошколюбы и котоголики ринутся посмотреть на любимцев. Их ждет оглушительное разочарование: электричества в фильме значительно больше, чем кошек.

    Это байопик, в основе - жизнь лондонского художника Луиса Уэйна, ставшего знаменитым на пороге ХХ века благодаря его антропоморфным рисункам кошек в Illustrated London News. Кошки на этих рисунках танцевали, занимались стряпней и рукоделием, водили хороводы и флиртовали друг с другом. Как говорил Герберт Уэллс (в фильме классик явится на несколько секунд в камео Ника Кейва), Уэйн "придумал кошачий стиль, кошачье сообщество, целый кошачий мир". Что фильм подтвердит в финале, показав галерею симпатичных этюдов.

    После меланхолически подробного изложения биографии художника на экране старинного формата 4:3 покажется, что сценаристы Саймон Стефенсон и Уилл Шарп (он же режиссер) испытывали трудности с драматизацией сюжета. Хотя только перечисленных в фильме драм в жизни Уэйна было предостаточно. В юности он увлекался музыкой и написал кошмарную, как говорят, оперу. Изучал тайны электрической энергии и был одержим идеей энергии, пронизывающей все живое, но все это было поверхностным и не принесло ему успеха. В жизни был непрактичен, женился на гувернантке много старше себя, жена вскоре умерла от рака груди, и в его жизни остался единственный верный друг, скрашивавший жизнь обоих, - пятнистый кот Питер. Потом умер и вдохновитель его рисунков кот, и сломленный невзгодами Уэйн закончил жизнь в психиатрической лечебнице. Нам рассказали об этом детально и монотонно, иногда с мелодраматическими всхлипами.

    И еще есть кошки - как говорят в фильме, "пушистые и одинокие". И безусловно столь же непрактичные, как Уэйн, забывавший ставить под своими картинами авторскую подпись и постоянно терявший на них права. Но русское название фильма играет с ним злую шутку уже потому, что в подробном изложении биографии героя кошки появятся только в его второй половине. Причем любой из миллиона фелинологических роликов в интернете даст сто очков вперед стараниям авторов картины: перепуганные индустриальным съемочным процессом животные никак себя не проявляли, а заняться терпеливыми видеонаблюдениями создателям фильма не пришло в голову. Потому что не кошки их интересовали.

    Уэйна играет Бенедикт Камбербэтч - и это первая роль блестящего мастера, которая кажется не столько органичной, сколько вымученной. Ему нужно изобразить все возрасты героя от юности, когда он влюбляется в горничную, до полубезумного старика, коротающего дни в психиатрической лечебнице. Но никакой грим не сделает 46-летнего актера на четверть века моложе, и сюжет с женитьбой героя на женщине много старше себя с экрана не считывается: его невеста Эмили (Клер Фой) выглядит значительно лучше Уэйна, и скандальные выпады его сестер насчет хищной старой девы кажутся необоснованными. Вообще, вся эта история как бы случайно нашедшего себя таланта пересказана авторами скорее формально, не она их по-настоящему занимала.

    Уильям Томомори Фукуда Шарп, лауреат премии BAFTA, английский актер, сценарист и режиссер японского происхождения давно и пристально занимается ментальными недугами. Снимая свою впечатляющую "темную комедию" "Флауэрсы", он признавался в том, что, как и персонажи сериала, сам имел дело с биполярным расстройством - тем, что называли маниакально-депрессивным психозом. Именно этот предмет прежде всего интересует его и в истории Уэйна, и все извивы биографии кошачьего живописца он в фильме документирует как иллюстрированный анамнез болезни, постигшей героя на закате жизни. Отсюда вторгающиеся в картину сюрреалистические тона, мрачные образы, рожденные помутненным сознанием, - накапливаясь и обретая силу, эти странности эксцентричной натуры Уэйна неизбежно приводят его к шизофрении, к аутизму. Этот скорбный мотив и стал ведущей темой фильма. Для того и понадобился Камбербэтч, умеющий играть обнаженную психику и воспаленный нерв, но менее убедительный в сусально мелодраматических эпизодах с пушистыми и одинокими.

    Детали биографии кошачьего живописца фильм документирует как анамнез его ментального недуга

    Если вовремя снять шоры, напяленные на зрителя неточным названием фильма, мы сможем оценить трагедию еще одного любопытного персонажа истории, многое перенесшего и оставившего нам в наследство свою кошачью вселенную. Говорят, что именно благодаря Уэйну в добрую старую Англию вернулась сначала мода на кошек, а потом любовь к ним. Тоже своего рода переворот в сознании масс.

    "Кошачий мир Луиса Уэйна" выходит на экраны России в четверг 21 октября.

    Поделиться