На Урале открыли производство антивандальных сидений для транспорта

Казалось бы, сиденье в автобусе или электричке - вещь предельно утилитарная и простая, предназначено для перемещения человека из точки А в точку Б. Но оказывается, при его производстве нужно учесть массу нюансов: от ГОСТов до эргономики. Инновационные материалы и технологии помогают облегчить общий вес конструкции, при этом увеличив ее прочность, а негорючая обивка и особенности сборки-разборки повышают антивандальные свойства.

Недавно "РГ" побывала в городе в Березовском на новом производстве пластиковых пассажирских сидений для общественного транспорта. Ежегодно тут будут выпускать 150 тысяч единиц продукции из специального композитного материала.

Изготавливают их 1300-тонный термопласт-автомат, самый большой в регионе. За смену такая машина может отлить 350 сидений, в месяц - 2,5 тысячи. Всего четыре минуты, и робот-манипулятор достает готовое пластиковое основание. Вообще сначала он тратил на изготовление одного изделия шесть минут, но уральские инженеры перенастроили оборудование, чтобы реагировало сразу в момент в момент открытия пресс-формы. Казалось бы, всего две минуты экономии, а за месяц можно получить 500 сидений дополнительно.

Они очень легкие по сравнению с теми металлическими "стульями", что мы еще привыкли видеть в трамваях, троллейбусах и старых "Икарусах". Весят всего 3,5 килограмма, при этом способны "выдержать" до 220 килограммов, если тянуть за ручку. И до 500 килограммов по верхней и нижней точкам нагрузки. За счет облегченного веса разгружается ось транспортного средства, в салоне можно разместить больше посадочных мест. Первая серийная партия (более 18 тысяч кресел) ушла на Павловский и Курганский автозаводы.

Фото: Татьяна Андреева/РГ

Неужели пластик прочнее?

- Да, прочнее и по эргономике лучше, срок эксплуатации - до 40 лет, - поясняет Евгений Бацан, технический директор компании-производителя. - Кроме того, по сравнению со старыми, такие кресла более ремонтопригодные: можно заменить не всю конструкцию сразу, только спинку или подушку. Но сами вы снять не сможете, специалист справится за 1,5 часа. Именно поэтому сиденья считаются антивандальными.

Инвестиции в производство в Березовском за пять лет составили 174 миллиона рублей. Из них 75 предоставил в качестве льготного займа Фонд развития промышленности по программе "Проекты развития". На эти средства предприятие провело техперевооружение и начало выпускать сначала сидения для железной дороги, в том числе для вагонов третьего класса электричек "Ласточка", а также для тракторов и комбайнов. Теперь пришла очередь для автомобильного пассажирского транспорта. Сегодня в этом сегменте преобладают иностранные поставщики.

Фото: Татьяна Андреева/РГ

Производство кресел максимально локализовано: алюминий уральский, литье производится в Екатеринбурге, гранулы для пласт-автомата и метизы тоже "местного происхождения". Единственное, что пока из-за рубежа - изиционат, один из компонентов, из которого получают мягкие полиуретановые основания. Но сама система, пропорции, в которых он смешивается с полиолом, разработана российскими технологами, уточняет Александр Завьялов, директор по производству.

Скоро к термопласт-автомату добавится еще одна роботизированная линия: карусель на 18 пресс-форм, у каждой задается свой QR-код. По нему робот определит, что за изделие, количество сырья, которое надо залить и т.п. Готовые полуфабрикаты поступают на два сборочных конвейера, здесь на них натягиваются чехлы, вставляется подушка. Сменные стапеля позволяют быстро перейти от одного вида продукции к другому, отличающемуся рамами, конфигурацией.

Самые сложная "начинка" - у сидений машиниста. Тут и поясничная поддержка в разных направлениях, откидывающаяся спинка, и регулируемые подлокотники, причем не только вверх и вниз, но и по горизонтали с фиксацией в разных положениях. Система подрессоривания как механическая, так и пневматическая. Такие кресла обладают функцией запоминания: после запуска локомотива автоматически возвращаются к заданным настройкам.

В планах у березовчан - разработать новинку под пласт-автомат с дополнительными опциями и зайти в нишу авиакресел. Также в задумках новое пассажирское кресло для железной дороги, более удобное и эргономичное.

- Это яркий пример того, как средний производственный бизнес при помощи господдержки успешно развивается, создает новые производства, модернизирует действующие. Мы одобрили заявку, потому что увидели, что есть спрос на продукцию и высокий потенциал импортозамещения, - подчеркнул директор по коммуникациям Фонда развития промышленности Андрей Городов.

По его словам, Свердловская область занимает первое место в УрФО по количеству займов из ФРП и второе по всей России. В общей сложности местные предприятия привлекли 58 кредитов на сумму свыше 10 миллиардов рублей. Березовское производство свой заем, кстати, уже погасило.

Фото: Татьяна Андреева/РГ

- С учетом того, что Средний Урал - регион металлургический и машиностроительный, нам важно развивать сборочные предприятия, инжиниринговые, у которых больше добавленная стоимость, которые предлагают рынку сложную продукцию, начиная от комплектующих, заканчивая товарами народного потребления, - отметил заместитель министра промышленности и науки Свердловской области Игорь Зеленкин.