Искусственный интеллект впервые создал дизайн фарфора

Впервые в истории искусства художественное произведение создал искусственный интеллект. Николай Иронов - так "зовут" нейросеть студии Артемия Лебедева - создал дизайн для новой продукции Императорского фарфорового завода.

"Мы хотели привлечь более молодую аудиторию, - рассказал "РГ" куратор креативных проектов завода Кирилл Пименов. - Создать новую форму для изделий было бы крайне трудно. Поэтому мы решили создать дизайн, понятный более молодому поколению". На заводе уже сложились определенные художественные традиции. Считается, что роспись фарфора всегда отражала особенности любой эпохи. Например, оставила в веках роскошество двора Елизаветы Петровны, смелый и авангардный постреволюционный задор, когда концепцию изделий придумывал сам Казимир Малевич. Или знаменитый дизайн "кобальтовая сетка" - символ блокадного Ленинграда. А что изображать сейчас? Во времена пандемии, Tik Tok, Instagram и клипового мышления? Как-то концептуально сформулировать и художественно выразить дух нашего времени может не каждый художник и дизайнер. Поэтому поручили "покрутить" эту идею искусственному интеллекту - Николаю Иронову.

"Речь идет о нейросети, в которую мы заложили представления о современном фарфоре и его традициях, - рассказал арт-директор студии Сергей Кулинкович. - Наш Николай Иронов учился, подкреплял свою базу, а потом начал выдавать свое видение современности". Как именно думал Николай Иронов - никто толком не знает. В том и фокус современных нейросетей, что они мыслят, как творческий человек, и не ленятся постоянно учиться. И в этих условиях дизайнер-человек выполняет уже совсем особенную функцию: подгружает новые творческие установки, информацию о наследии художников. И, наконец, отбраковывает часть полученных эскизов.

А вообще нейросеть сама строит творческие цепочки. Рисунки, которые выдал Николай Иронов, больше всего напоминают наивное искусство. Где-то он изобразил бутылки, где-то - животных. На такой эксперимент не пошел бы ни один современный дизайнер - просто не решился бы. По мнению самого Артемия Лебедева, нейросеть дальше будет совершенствоваться, и мы совсем скоро увидим новые образы нашего времени. По сути то, что мы сейчас видим, - это как наскальная живопись первых людей или, например, как комедии Аристофана. Они вроде бы и далеки от классического искусства, но заложили базу для него. Так же и Николай Иронов сейчас открывает дорогу в будущее, где у нейросетей большие творческие перспективы.

"Мы можем нанять дизайнера, который сделает логотип, но мы можем нанять и нейросеть, которая сделает 1000 логотипов", - уверен Сергей Кулинкович.