Алтайский край с его одним из самых больших в стране числом муниципалитетов давно испытывает проблему доступности не только малых сел, но и небольших городов. Раньше в каждом городе и районе региона действовало свое автопредприятие, которое обслуживало внутренние маршруты и связывало муниципалитет с другими населенными пунктами края. Сегодня таких предприятий осталось всего пять - в районах, где бюджетных средств хватает хотя бы на то, чтобы частично субсидировать убытки от перевозок. В остальных работают коммерческие организации, которые выбирают наиболее прибыльные и востребованные маршруты.
В результате во многие села рейсовые автобусы просто не заезжают - невыгодно, и жители добираются в райцентры на перекладных. "В лучшем случае автобус выделяют раз в неделю по кругу на несколько деревень, и то не всегда. Основной способ добраться до райцентра - частные извозчики", - пишут в своих жалобах селяне.
Чтобы помочь муниципалитетам с организацией пассажирских перевозок, правительство Алтайского края в этом году направило 500 миллионов рублей на приобретение 193 новых автобусов. "В сентябре был объявлен аукцион, идут закупочные процедуры. Технику безвозмездно передадут 56 городам и районам края. Планируется, что они смогут сдавать ее в аренду компаниям-перевозчикам", - пояснили в минтрансе региона.
- За последние десять лет это беспрецедентные бюджетные инвестиции, направленные на обновление муниципального пассажирского транспорта в регионе, - подчеркивает председатель комитета Алтайского краевого законодательного собрания по строительству, жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту и связи Игорь Панарин. - Но важно, чтобы средства были эффективно использованы и муниципалитеты открыли необходимые людям маршруты. Мы будем следить за этим. Не менее важно, чтобы жители городов и районов активно ездили на рейсовых автобусах, а не пользовались услугами нелегальных перевозчиков. Сегодня доходит до того, что нелегалы заранее объезжают автобусные маршруты и собирают пассажиров, занижая стоимость проезда. В результате добросовестные перевозчики терпят убытки, а люди рискуют своими жизнями, садясь в транс-портное средство, техническое состояние которого, как и квалификацию водителя, никто не проверял.
Новенькие автобусы с нетерпением ждут в сельских районах. В Михайловском районе проблем с передачей их перевозчику не возникнет - здесь сохранили муниципальное автопредприятие.
- У нас во все села сегодня ходят автобусы, - сообщил корреспонденту "РГ" глава района Евгений Юрьев. - Конечно, из-за небольшой загрузки эти перевозки убыточны. Если в бюджете есть средства, то стараемся покрывать убытки. Но парк предприятия давно не обновлялся, поэтому надеемся получить новую технику. Сколько автобусов нам достанется, пока неизвестно.
Если в Михайловском районе новые машины просто пустят по уже имеющимся маршрутам, то многим муниципалитетам предстоит организовать дополнительные рейсы. Смогут ли власти в городах и районах, где нет муниципальных автопредприятий, найти желающих возить людей из малых сел на новых автобусах? В ассоциации автомобильных перевозчиков Алтая полагают, что это будет непросто.
- Только обновлением парка проблему транспортной доступности не решить, - уверен руководитель некоммерческого партнерства "Автомобильные перевозчики Алтая" Николай Орлов. - Межмуниципальные перевозки - самые убыточные, и здесь без поддержки государства не обойтись. Возродить в каждом районе края муниципальное автопредприятие сложно, учитывая хронический дефицит местных бюджетов. А вот субсидировать такие пассажирские перевозки из средств регионального бюджета реально. Такой опыт есть у наших соседей в Новосибирской области. Там механизм возмещения убытков перевозчикам уже хорошо отработан, можно взять на вооружение эту практику.
Депутаты краевого заксобрания обещают изучить возможность субсидирования внутримуниципальных перевозок. Но участники рынка говорят, что это тоже может не помочь, если не решать проблему с нелегалами. "Регион будет вливать огромные деньги в обновление парка, в субсидирование, но это не даст результата, пока на дорогах края работают теневые перевозчики", - уверен Николай Орлов.
По данным Южно-Сибирского межрегионального управления Госавтонадзора, в Алтайском крае водители около трех тысяч автобусов перевозят пассажиров без лицензий. Только на междугородних и межрегиональных маршрутах, по оценкам экспертов, нелегальные перевозчики зарабатывали до пандемии около полумиллиарда рублей в год, а объем услуг неофициальных такси специалисты даже не берутся высчитать. Легальным компаниям сложно конкурировать с теневым бизнесом, который не платит налоги, не тратит средства на повышение безопасности перевозок, обновление автопарка и увеличение зарплаты водителям. Тем более сейчас, когда объем перевозок сократился.
По мнению алтайских парламентариев, чтобы вытеснить нелегалов, муниципальным властям и перевозчикам нужно вести активную разъяснительную работу с населением. А в ассоциации "Автомобильные перевозчики Алтая" полагают необходимым ужесточать федеральное и региональное законодательство, чтобы агрегаторов такси и нелегальных перевозчиков можно было привлекать к ответственности. Ведь сегодня у контролирующих и правоохранительных органов нет достаточных полномочий и механизмов для борьбы с бомбилами.
Справка "РГ"
По данным министерства транспорта Алтайского края, за шесть месяцев 2021 года объем автобусных пассажироперевозок (без учета перевозки пассажиров по заказам и туристско-экскурсионным маршрутам) в регионе уменьшился по сравнению с соответствующим периодом 2020 года на 4,8 процента и составил 52,1 миллиона человек. Всего в прошлом году было перевезено 110,2 миллиона человек - на 29,1 процента меньше, чем в 2019-м.