На прошлой неделе новый посол Киргизии в Казахстане (РК) Дастан Дюшекеев встретился с министром индустрии и инфраструктурного развития РК Бейбутом Атамкуловым. Стороны, как сообщают в МИД КР, обстоятельно обсудили актуальные для официального Бишкека вопросы двустороннего сотрудничества. Речь, как выяснилось, шла о строительстве автомобильной дороги Алматы-Чолпон-Ата, возобновлении прямого авиарейса между столицами двух государств и транзитного железнодорожного сообщения. Последний вопрос имеет для Киргизии особую важность. Через Казахстан проходит железная дорога, которая связывает горную республику с Россией.
Пассажирские перевозки по железной дороге между Киргизией и Россией прекратились с началом пандемии - около полутора лет назад. С тех пор между странами действует только авиасообщение. При этом число рейсов ограничено и пока не вернулось на допандемийный уровень. Официальный Бишкек предложил российской стороне рассмотреть вопрос о возобновлении наземного сообщения. Однако в связи с жесткими карантинными ограничениями на транзитные пассажирские перевозки, введенными Казахстаном, договориться не удалось. Возобновить движение поездов можно только после открытия наземной границы с РК.
Не меньший интерес Бишкек проявляет к возможности строительства новой автомобильной дороги Алматы - Чолпон-Ата. В последние годы стороны рассматривали несколько проектов трассы - с разной протяженностью и маршрутами. Но, так или иначе, любой из них короче существующего. Сегодня из Алматы на побережье Иссык-Куля можно попасть только окружным путем - через Бишкек. Новая дорога позволила бы сократить время в пути, что, как надеются в Киргизии, поспособствует увеличению турпотока из Казахстана.
Одновременно республика возобновила переговоры о развитии транспортной сети совместно с Китаем. Несколько дней назад в Киргизии побывала делегация из КНР, представляющая интересы организаций, связанных со строительством и эксплуатацией железных дорог в Поднебесной.
Киргизия не скрывает заинтересованности в привлечении сил и средств КНР к строительству и модернизации отдельных участков железнодорожной сети на Тянь-Шане. Причем не только на уже существующих маршрутах Бишкек - Каинды или Бишкек -Балыкчи. Китайской делегации предложили изучить возможность участия в прокладке новой ветки, которую предполагается протянуть от города Балыкчи на побережье Иссык-Куля в Нарынскую область - к городу Кочкор и далее к угольному разрезу Кара-Кече. В будущем этот отрезок, как предполагается, мог бы стать частью железной дороги, которую власти Киргизии хотели бы протянуть до южных регионов республики.