Дмитрий Львович, совсем скоро начнется работа по над главным финансовым документом области - бюджетом на предстоящую трехлетку. Как человек, который глубоко погружен в детали региональной экономики, поделитесь, какой вы видите казну области на 2022 год.
Дмитрий Аверов: Приоритеты бюджета от года к году остаются неизменными. Социальные программы - это основные расходные обязательства бюджета, на них идет более двух третей казны. Очень важен и раздел, который называется "Национальная экономика". Это развитие региона: строительство новых объектов, дорог, мостовых сооружений, учреждений здравоохранения, школ и другой социальной инфраструктуры. Стоит отметить, что бюджет, который принимается на начало года, и бюджет, который формируется на конец года, - это два существенно разных документа. Кто мог предполагать в декабре 2019 года все последствия коронавирусной инфекции? Это и падение налоговой базы, и приостановка работы предприятий, в том числе малого бизнеса. Все это потребовало существенной поддержки, и она предоставлялась. Если бюджет, который мы видим сейчас, совпадет с тем, который будет уточнен к концу года, я очень удивлюсь.
Пандемия коронавируса продолжает влиять на финансовые показатели бизнеса и социальной сферы. Первый теряет доходы, вторая требует все больших вложений. Какие меры на законодательном уровне, на ваш взгляд, необходимо принять, чтобы, с одной стороны, вновь поддержать предпринимателей, с другой - медицину, образование, культуру, социально уязвимых жителей?
Дмитрий Аверов: В настоящее время экономическая ситуация в целом улучшается. Если в 2020 году пружина сжималась, то теперь она разжимается. С одной стороны, спрос ожил, и бизнес ожил, причем во всех сегментах - как в сфере потребительского спроса, так и в инвестиционном секторе. Предприниматели уже не боятся рисковать и вкладывать средства в серьезные долгосрочные инвестиции. С другой стороны, есть целая категория бизнеса, которая периодически попадает в сложную ситуацию. И очень важно уметь оперативно реагировать на это. Однако совсем не значит, что бюджет должен помогать предпринимателям в ущерб другим категориям населения. Мы пытаемся сбалансировать доходы и расходы. Даже имея какой-то избыток денежных средств в нынешнем году, нужно помнить: вполне возможно, следующий год не будет таким "урожайным".
А вот помощь населению должна быть. Все инициативы, которые реализовывались в прошлом году, я лично поддерживал в качестве одного из руководителей администрации Липецкой области. Так называемые вертолетные деньги, социальная помощь малообеспеченным гражданам.
Если продолжить тему поддержки бизнеса, то позвольте такой вопрос. Разного рода преференции для новых предприятий, начинающих предпринимателей, с одной стороны, вызывают позитивные отклики, с другой - находятся скептики, которые напоминают о потерях казны в случае тех же налоговых льгот. Как, на ваш взгляд, соблюсти в этой ситуации баланс между поддержкой бизнеса и интересами бюджета?
Дмитрий Аверов: Сейчас налоговые льготы - это один из стимулов привлечения инвестиций в регион. Но, так скажем, не ключевой. В большей мере сегмент средних и крупных предприятий интересует другое. В первую очередь, это рынок сбыта. Второе - это, безусловно, инженерная и транспортная инфраструктура. Третье - кадровая проблема. Она сейчас для многих регионов достаточно острая, и Липецкая область не исключение. Сейчас одна из задач - повысить статус и престиж людей, которые получают среднее профессиональное образование, идут работать так называемыми синими воротничками. Ведь ситуация складывается таким образом, что зарплата их или сравнялась, или превышает доходы белых воротничков, ведь рабочие кадры очень востребованы.
В регионах Черноземья все чаще анонсируют создание особых экономических зон. При этом набор налоговых преференций для них будет идентичным. Как вы считаете, если в каждой области будет создана ОЭЗ, насколько обострится конкуренция регионов за инвестора? Придется ли на законодательном уровне региональным парламентам утверждать дополнительные пряники для потенциальных резидентов особых зон?
Дмитрий Аверов: Конкуренция, конечно, существенно вырастет. Хотя я убежден, что конкурировать налоговыми льготами бессмысленно. Ведь бизнес мы привлекаем с совершенно конкретной целью. В чем заинтересован регион? Чтобы появились высокооплачиваемые профессиональные рабочие места для людей, которые смогут получать более высокую зарплату, чем в среднем по области. Более того, специалисты должны обладать наличием уникальных компетенций. Это существенно повышает качество трудовых ресурсов. И вторая цель - налоговые поступления. Если мы будем бесконечно предоставлять налоговые льготы, зачем тогда создавать условия для бизнеса? Ведь в таком случае он не несет никакой ответственности перед регионом и государством в целом. О том, что сейчас требуется инвестору, я уже сказал: инженерная инфраструктура, трудовые ресурсы. Вот это и будет конкурентным фактором.
Тема социальных выплат стала все больше волновать людей во время пандемии: многие ждут новых безвозмездных поступлений. Планируется ли в Липецкой области вводить дополнительные меры соцподдержки и если да, то какие?
Дмитрий Аверов: Я считаю, что меры социальной поддержки должны быть унифицированы на уровне Российской Федерации. Да, может быть, с учетом разницы в уровне жизни, стоимости потребительской корзины, которая влияет на сам размер предоставляемой помощи, хотя и они не должны варьироваться существенно. Мы обязаны оказывать помощь малообеспеченным категориям людей, для которых важен именно базовый набор услуг и продуктов. Регионы должны следовать полностью в фарватере федеральной политики и делать все, чтобы федеральные решения максимально быстро приземлялись на конкретной территории. Мне очень нравится такая мера поддержки, как социальный контракт. Это та федеральная инициатива, которая у нас, в Липецкой области, нашла живейший и быстрый отклик. Почти пять тысяч контрактов уже заключено. Это сделали и люди, которые потеряли работу, и те, кто решил заняться малым бизнесом или вести личное приусадебное хозяйство. Вот практически полмиллиарда рублей и направлены на социальный контракт.
Сразу после первой сессии вы стали активно общаться с представителями общественных организаций, заявили, что они примут участие в нормотворческой работе. Расскажите, как будет выстроен этот процесс.
Дмитрий Аверов: Да, такие встречи проходят, и буквально только что мы встречались с председателем Общественной палаты Липецкой области. Она очень заинтересована в том, чтобы законотворческие инициативы проходили через фильтр Общественной палаты. И я планирую выстроить системную работу как во взаимодействии с партиями, которые представлены в областном совете, так и с общественными организациями, некоммерческими объединениями. Они зачастую высказывают совершенно реальные инициативы, которые требуется реализовывать. Я открыт для общения, и депутаты тоже. Я начал поездки по районам, буду общаться с людьми, которые избирали меня и голосовали за партию, которую я представляю.
Каких инициатив вы ждете от общественности?
Дмитрий Аверов: Главное, чтобы эти инициативы были не только продуманны, но и реализуемы. Ведь зачастую все мы знаем, что сделать, чтобы было хорошо, но не знаем, как. Или предлагаем инструменты, которые либо входят в противовес существующей законодательной конструкции, либо предполагают такое финансовое обеспечение, что эффект от реализации можно сравнить со стрельбой из пушки по воробьям. Да, мы сделаем хорошо. Но только какой ценой? Поэтому очень важен баланс.
Споров между общественниками не боитесь?
Дмитрий Аверов: Нет, конечно же. В спорах рождается истина.
Как вы думаете, что самое главное в работе депутата облсовета? В частности, для вас как для народного избранника?
Дмитрий Аверов: Это ответственность депутата. Мы должны понимать, какие задачи перед нами ставят наши избиратели. Очень важна и обратная связь. Все это и отражает нашу эффективность.