03.11.2021 14:18
    Поделиться

    Предприниматель доказал, что сельский туризм пользуется спросом

    Что может предложить туристам Иркутская область кроме отдыха на Байкале
    Иркутянин Александр Откидач минувшим летом доказал, что организованный туризм, не связанный с Байкалом, в регионе возможен. Более того, он интереснее и гораздо дешевле, чем на побережье. Имея нулевой опыт в организации туров, Откидач с партнерами сумели создать пакетную программу и отправить пробную группу туристов в Заларинский район. Довольны остались и отдыхающие, и те, кто их принимал. Однако чиновники от туризма раскритиковали проект, заявив, что организаторы "все сделали неправильно".
    Александр Откидач

    Никто, кроме нас

    - Наш проект родился на стыке запросов, - говорит Александр Откидач. - Когда в 2020 году закрыли границы, горожане задумались, где теперь отдыхать. Привычные места в окрестностях Иркутска переполнены, на Байкале к тому же дорого, а хорошего сервиса почти нет. В то же время мэры и главы поселений ломают голову, как вдохнуть жизнь (и деньги) в депрессивные сельские территории, дать заработать местным жителям. А мы хотели показать потрясающие места области. И когда все сошлось в одной точке, появился наш "Турдесант".

    Сначала инициаторы планировали разработать маршруты по трем районам - Усольскому, Черемховскому и Заларинскому. Перечитали все, что было в интернете, взяли информацию у местных властей. Поняли, что надо ездить на разведку самим. Из районов прислали анкеты и презентации с местными туристическими "магнитами". Точнее, с тем, что муниципалитеты считают таковыми, - церковь, музей, река. Если убрать названия, то и не поймешь, что где находится - все предложения абсолютно одинаковые.

    - В этом одна из сложностей - то, что в районах считают нужным показать, туристам неинтересно. И это вызывает обиду: "Как, вы не хотите посмотреть на наш клуб?!" А то, что вызывает интерес, местным и в голову не придет показывать. Например, про старую железнодорожную колею в тайге, где можно прокатиться на дрезине, мы услышали случайно, а это оказалось гвоздем тура, - поясняет Александр.

    Особенности национального доверия

    Однако планы спутала очередная волна пандемии - вместо трех районов в пилотном проекте остался один, Заларинский. И, как выяснилось, к лучшему. Потому что работы оказалось намного больше, чем ожидали первопроходцы небайкальского туризма. Если на старте проекта планировали четырнадцать командировок на три района, то по факту только в Заларинский пришлось ездить семнадцать раз.

    - В деревне не верят ни чужим, ни своим, ни самим себе. Они уверены, что ты все украдешь, скупишь и продашь китайцам. Чтобы наладить контакты, нужен, во-первых, "поводырь" - свой, местный, которого все знают, уважают и слушаются, - поясняет Откидач. - В Заларинском районе нам повезло - помог глава деревни Хор-Тагны. Он вводил нас в местное общество, сам разговаривал с людьми. А во-вторых, нужно время и, извините, крепкая печень. Просто собрать деревенских жителей в клубе, показать презентацию и тут же получить ответ не получится. С каждым приходится работать отдельно, а это значит прийти в гости, посидеть, хорошо выпить, поговорить за жизнь, где-то помочь по хозяйству. И только тогда можно вести предметные переговоры.

    В общей сложности, готовя маршруты, команда "Турдесанта" провела в Заларинском районе 21 день, проехала десять тысяч километров разными видами транспорта - на машине, на лодках, на дрезине. Снимали фото и видео локаций с земли, с воды, с воздуха. После загрузили информацию в социальные сети и получили отклик потенциальных туристов.

    Для проекта авторы "Турдесанта" выбрали самый сложный продукт - пакетный тур. Сложный - не только из-за организации проживания, питания и досуга на территории, где прежде организованных туристов никогда не принимали. Но и из-за стоимости тура: девять тысяч рублей с человека за одни выходные в понимании иркутян получилась слишком высокой.

    - Нам так и говорили: "За что девять тысяч? Да там домик можно снять рублей за восемьсот". Но мы же предлагали не просто домик и баню - у нас в программе было и знакомство с голендрами - уникальной сибирской народностью, и одна из ста самых красивых деревень России Хор-Тагна, и баня, и бабушка-ткачиха, и катания на дрезине. Группу набрали за две недели - двенадцать взрослых и четверо детей. Больше за раз принять бы не смогли. Но за одни выходные шестнадцать человек оставили в районе почти двести тысяч руб-лей - это стоимость туров и дополнительных развлечений вроде мастер-класса на старинных ткацких станках, бани, а также покупок. Только деревенской еды - молока, сметаны, копченого сала, дикого мяса - туристы вывезли на 56 тысяч рублей. Плюс стоимость бензина, кофе, шоколадок в магазинах и тому подобные дорожные расходы. Благополучателями стали 27 семей района - каждая из них что-то заработала.

    Если поставить проект на поток - каждый выходные отправлять в поездку двенадцать-четырнадцать человек, - то, как подсчитали организаторы, за один туристический сезон район сможет заработать до двух миллионов рублей. А ведь возможны еще пешие и конные туры, рыбалка, непакетные варианты.

    Авторы проекта готовы внедрять практику в других районах, сотрудничать с крупным туроператором, делиться опытом и помогать муниципалитетам стать более привлекательными для туристов и инвесторов.

    - Спрос есть. Мы провели переговоры с крупными компаниями - многие согласны отправлять сотрудников автобусами, были бы четкий маршрут, понятная программа и стоимость. Со следующего года, если найдем источник финансирования, готовы включить в проект Черемховский и Качугский районы. Но чтобы наладить поточный туризм, нужно провести огромную работу, - резюмирует Александр Откидач.

    Путь разведчика

    Прежде всего это работа со стороны туроператора - в каждом новом районе придется повторить "путь разведчика". Найти интересные объекты и людей, получить поддержку лидера мнений, индивидуально поработать с каждым потенциальным контрагентом.

    - Но когда тебе поверят, возникает другая проблема - завышенные ожидания, - делится своими наблюдениями Александр. - Людям кажется, что если туристы приехали и оставили кучу денег, то так будет всегда. Приходится объяснять, что сегодня группа будет, а завтра - нет, что нужно продвигать свои услуги и свою территорию, нужны терпение и труд. Не все к этому готовы.

    Надо иметь ввиду и внезапные сложности. Покос, отел, сбор кедровой шишки - для жителей деревни это куда более насущные вопросы, чем прием туристов. Все договоренности тут же забываются.

    Наконец нельзя упускать из виду внутреннюю динамику местных сообществ. Классическая концепция конкуренции "делай лучше соседа, заработай больше денег" в сибирской деревне не работает. Здесь велико социальное давление на "выскочек". И эти процессы, безу-словно, будут влиять на развитие туризма.

    А главное, необходимо содействие органов власти и институтов развития.

    - Прежде всего, нужны курсы для тех, кто хочет и готов принимать туристов. Их надо учить всему, начиная с общения и заканчивая тем, как зарегистрироваться в качестве самозанятого, как платить налоги, - перечисляет Откидач. - Нужно организовать сопровождение специалиста, который будет какое-то время вести этих людей буквально за руку, пока они не получат практический опыт. Например, Галину, нашего гида и ответственную за размещение в Заларинском районе, я сам регистрировал через интернет как самозанятую, а потом показывал, как оформлять доход, на какую кнопочку нажимать, чтобы заплатить налоги. Подход "все взрослые люди - мы вас научили, а дальше сами" тут работать не будет.

    Нужно учить и курировать специалистов по туризму в районах - ведь именно им работать с туроператорами, юристами, проверяющими, подавать заявки на гранты на развитие инфраструктуры. Чтобы справляться со всем этим, требуются отличные компетенции, которых в муниципалитетах сейчас просто нет.

    Огромным препятствием для развития такого туризма остается неразвитость инфраструктуры. Кто-то из путешественников будет рад тому, что местами нет никакой связи. А кому-то надо быть всегда на телефоне. Много отличных, притягательных мест останется вне доступа, потому что людей просто некуда поселить.

    Логично было бы ожидать в решении этих вопросов поддержки со стороны агентства по туризму. Но...

    Запреты и возможности

    Несмотря на заявление властей, что проект получился интересный, на круглом столе, где проходила презентация "Турдесанта", его раскритиковали. Представители власти заявили, что опасаются развития теневого сектора в туризме.

    - Для нас важно, чтобы все было прозрачно - надо сразу выводить принимающую сторону в правовое поле. Приводить в порядок места размещения, чтобы они соответствовали СанПиНам. Нужно обязательно учить местных жителей, которые принимают туристов, сервису, работать с людьми. Прекрасно, что сделали такой срез, увидели потенциал. Но надо дальше с этим работать, - пояснила руководитель агентства по туризму Иркутской области Екатерина Сливина.

    Мэтры туротрасли тоже выразили опасение, что без должной проработки развитие проекта приведет к появлению "второго Хужира" - поселка на байкальском острове Ольхоне, хаотично застроенного турбазами, в том числе с различными нарушениями природоохранного и земельного законодательства.

    - Этот проект - вишенка на торте региональной стратегии развития туризма. Но начинать надо не с вишенки, а с коржа. В основе развития туризма лежат градостроительная документация, правила застройки и землепользования, экология. Нужно начинать с инфраструктуры, подсчета антропогенной нагрузки и решения проблемы отходов. Иначе мы угробим территорию и получим негативную реакцию местных жителей. Не дай бог, турист сломает ногу - а сколько там мест в больницах, сколько ФАПов, как работает скорая помощь? - перечислила на том же круглом столе слабые места проекта Марина Григорьева, председатель комитета по предпринимательству в сфере туристской, курортно-рекреационной и гостиничной деятельности Торгово-промышленной палаты Восточной Сибири.

    Однако вместе с замечаниями - правильными и важными - нужно было сказать, кто должен всем этим заниматься. Инвестор? Но кто вложит миллионы в условные Залари с непонятным итогом? Муниципалитеты? Они бы, наверное, рады бы, только у них и денег нет, и компетенций не хватает. А главное, что готовы сделать агентство по развитию туризма Иркутской области, министерство экономического развития региона, минздрав, минЖКХ, чтобы вдохнуть жизнь в депрессивные территории Приангарья и поддержать туризм?

    Безусловно, продвижение отдельно взятого района должно укладываться в "Стратегию развития туризма в регионе". Вот только разрабатывают ее уже не первый год. А проект предыдущей стратегии пять лет назад был жестко раскритикован самими же представителями тур-отрасли.

    Правила организации туризма и отдыха в районе озера Байкал областное правительство готовило примерно десять лет и столько же рассчитывало антропогенную нагрузку на прибайкальские территории. При этом в Иркутской области так и не появилось образцовой территории, где все правила и требования выполнены. Когда такая работа начнется в отношении небайкальских направлений? Сколько времени она займет?

    Хочется верить, что критика в адрес новых проектов продиктована побуждением открыть дискуссию. Но тогда посылом должно стать не "так нельзя", а "как можно". Но как можно, пока неизвестно.

    Поделиться