Путь в горную страну
В парке культуры города Токтогул есть памятник. Установлен он обычному объездчику из лесничества Дмитрию Любивому. Историю его жизни очень хорошо знают многие местные жители, особенно старшего поколения. С рассказа об этом человеке в токтогульских школах в советское время начинался первый урок для первоклассников.
В далеком 1906 году семья Любивых перебралась из шахтерского городка в Донбассе на хутор Алексеевский, что находился близ поселка Кетмень-Тюбе (ныне город Токтогул) Наманганского уезда Ферганской области Туркестанского генерал-губернаторства. Дмитрию тогда едва исполнилось 10 лет. Мальчишка от природы был любознательным и быстро изучил близлежащие окрестности. Знал все ущелья и тропинки, ведущие через горы. Общаясь со сверстниками разных национальностей, живших в то время в Алексеевском, быстро выучил киргизский, казахский и узбекский языки.
Живой и веселый нрав Дмитрия оказался по душе местным ребятишкам, и вскоре он стал у них заводилой. Любивый постоянно организовывал какие-то игры, забавы и состязания, так что друзей у донбасского паренька было много. Не обходилось и без шалостей, за что, бывало, он получал нагоняй от родителей. Но уж чего у него точно нельзя было отнять - честности и справедливости.
В городе до сих пор помнят историю, как, будучи уже юношей, Дмитрий серьезно поссорился со старостой села. Дело едва не дошло до драки. Дмитрий посчитал, что староста получил взятку и принял незаконное решение в пользу богача.
Отметив свое девятнадцатилетие, он сразу же ушел в армию. К тому времени уже бушевала Первая мировая война, но на фронт Дмитрий не попал. Служить молодому бойцу выпало в пехотном батальоне, расквартированном в Оренбурге. Там же в октябре 1917 года Любивый узнал о штурме Зимнего дворца и захвате власти большевиками.
Революцию Дмитрий принял всем сердцем. Он искренне верил в нее и надеялся, что народная власть поможет людям наладить лучшую жизнь. Вернувшись домой, Любивый стал помогать устанавливать советскую власть.
Словом и делом
В начале 1928 года Дмитрий устроился работать в контору по лесозаготовке. Перед новым годом, зная его честность и бескорыстие, начальство направило Любивого в районный центр для приобретения обуви и спецодежды для рабочих. Приехав на место, он узнал, что склад ограблен басмачами.
В это же время байманап Аукан и мулла Худаяр спровоцировали бунт местного населения. Поводом для беспорядков стали слухи о том, что советская власть будет забирать у зажиточных дехкан скот. Обманув доверчивых сельчан, Аукан и Худаяр сколотили банду и, захватив оружие, скрылись в верховьях реки Чичкан, откуда по ночам совершали вылазки на Кетмень-Тюбе.
Басмачи грабили амбары и магазины, угоняли скот, насиловали женщин. Для борьбы с бандитами волостному революционному комитету прикомандировали десять красноармейцев и выделили пулемет "Максим". Однако силы оказались слишком неравны.
Грабежи и убийства продолжались до конца весны 1928 года. В это время Дмитрий перешел на работу объездчиком в леспромхоз. Возмущенный создавшимся положением, он предложил местному активисту Сараситдину Бурханову создать добровольческий отряд для борьбы с басмачами. Сам же Любивый, имевший армейский опыт, взялся обучать молодых новобранцев.
"Налетит дикая орда, займет село и начнется насилие, - писала в воспоминаниях супруга Дмитрия Фекла Любивая. - Они требовали то хлеба, то молодых девушек, то немедленной сдачи оружия. Помню, дело было около нашего двора. Крестьяне разбежались. Мы с одной женщиной прыгнули с кручи к реке Чичкан, а басмачи бегали сверху и требовали, чтобы мы вернулись, уверяя, что нас не будут трогать и бить. Мы вылезли. Басмачи потребовали хлеба и бросили мне платок. Женщина пошла просить хлеб у старушки Парнюковой. Пока она ходила за хлебом, басмач схватил меня и потащил в сарай. Я стала кричать, на мой крик собрались крестьяне и отняли меня. Прибежавший Дмитрий бросил бомбу, но она не сработала - попала в воду. Басмачи убежали. Крестьяне, которые не сдали оружие, ушли в город Талас, а мы, женщины, спрятались в поле, в кустах, откуда было видно село. Потом ушли в горы".
Песнь о храбром Митьке
В конце весны 1931 года на севере от Кетмень-Тюбе вновь объявилась самая многочисленная группировка басмачей под предводительством Аукана, которая давно уже перешла от грабежей и убийств к масштабной контрреволюционной борьбе. Теперь басмачи намеревались ни много ни мало свергнуть советскую власть в Кетмень-Тюбе.
Дмитрий во главе с добротрядовцами направился навстречу, чтобы нанести контрудар. Бойцы проехали Бала-Чичкан, уточнили местонахождение манапа и его людей, спешились у местечка Кыр-Таш. Там Дмитрий, не дожидаясь отряда, в одиночку отправился в горы, чтобы убедить зачинщиков бунта прекратить сопротивление и сдаться.
Увы, миром договориться с бандитами не получилось. Один из басмачей выстрелил ему в спину. Подошедший отряд навязал басмачам бой, в котором удалось уничтожить главаря банды Аукана.
Тело Дмитрия привезли в Кетмень-Тюбе спустя три дня после боя. На похороны отважного Любивого собрался весь поселок. Приехал и уже знаменитый в то время поэт Токтогул Сатылганов. Он посадил перед собой на лошадь маленького Валерия - сына Дмитрия. Аккомпанируя себе на комузе, Токтогул спел песню о храбром Митьке - богатыре, чья душа бессмертна, а имя будут долго хранить в памяти люди Кетмень-Тюбинской долины.
Из воспоминаний Феклы Любивой:
"Я как-то спросила мужа: "Почему ты такой бесстрашный? Всегда и везде ты первый, впереди всех. Ты знаешь, у нас маленькие дети, ты очень любишь своего сына, зачем же ты рискуешь собой? "Он, не раздумывая, ответил, что дети растут, чтобы жить. А жить нужно по-новому, по-человечески. К старому возврата не будет. И до тех пор, пока жизни всех детей угрожает басмач, он считает своим долгом даже ценою своей жизни устранить эту угрозу и добиться для них счастливого детства: с ясным солнцем, с хлебом, с учебой. Пока идет эта кровавая борьба, он не собирается плестись в задних рядах, а будет только впереди".