Почему умственные усилия помогают бороться со старческим слабоумием? Сам эффект науке давно известен. Уже понятно, что напряжение мозга способствуют формированию новых нейронных цепочек. Между нейронами появляются новых контакты-синапсы, и пути передачи и обработки сигналов становятся более разнообразными. Но это общие соображения, а каков конкретный механизм?
Американские ученые из Массачусетского технологического института утверждают, что им удалось найти ответ. По их мнению, умственные занятия стимулируют в мозге активность конкретного гена MEF2. Благодаря ему нейроны сопротивляются угасанию, а мозг в целом - деменции. Почему? Дело в том, что этот ген кодирует белок, который влияет на активность множества других генов. И прежде всего тех, от которых зависит работа нейронов и формирование нервной системы.
Чтобы прийти к этому выводу, ученые сравнили активность MEF2 и тех генов, которые от него зависят, более чем у тысячи человек. Оказалось, что активность этой генной "команды" намного выше у тех, кто вел напряженную интеллектуальную жизнь.
Эти результаты подтвердили и эксперименты с мышами. У животных, живших в клетке с игрушками, ген MEF2 в нейронах мозга был более активен, а сами грызуны лучше обучались чему-то новому. У тех, кто жил в пустой клетке, ген был пассивен, а мыши намного хуже справлялись с заданиями.
И главное. Когда ген MEF2 у животных вообще отключали, то даже разнообразная обстановка в клетке не помогала мышам оставаться умными. Но если у мышей ещё в молодости искусственно стимулировали активность гена, то с возрастом у них меньше накапливался один из белков, с которым связаны болезнь Альцгеймера и другие психоневрологические расстройства, приводящие к деменциям. Дело в том, что такие скопления токсичны и вызывают гибель нейронов. То есть MEF2 подавлял формирование опасных белковых отложений в нервной ткани.
Исследование опубликовано в издании Science Translational Medicine.