Исследование: Практически все учителя сегодня умеют работать дистанционно

Пандемия коронавируса привела к тому, что педагогов без опыта дистанционной работы в школах практически не осталось. В Москве их всего 1 процент, в регионах - 3-5 процентов. Такие данные представлены в исследовании, которое Институт образования Высшей школы экономики провел при поддержке Фонда Сегаловича.
Александр Кряжев/РИА Новости

При этом практически все московские педагоги во время пандемии проводили дистанционные занятия в режиме реального времени, а вот учителя из других регионов чаще работали по схеме заочного обучения. Например, высылали школьникам записи или ссылки на видеоуроки, учебные материалы и задания из интернета. Скорее всего, это зависит от уровня, на котором ведется работа пои формированию цифровой образовательной среды в разных регионах.

Что еще известно?

Несмотря на то, что учителя охотно учатся новому, в том числе и навыкам работе в "цифре", все равно чувствуют отставание.

"Больше половины учителей за последние три года прошли курсы повышения квалификации, связанные с развитием цифровых навыков, - отмечают авторы исследования. - Тем не менее, сами учителя говорят: на этих курсах не хватает практики, возможности самостоятельно пробовать новые технологии в реальным условиях".

Словом, часто учат не совсем тому, что нужно.

Кроме того, далеко не все учителя оказались готовыми к работе в онлайн- и смешанной среде: у многих педагогов высокая нагрузка, и времени на изучение новых технологий не хватает.

Оценивать работу в онлайне сложнее, чем в обычном режиме.

"Критическое мышление, креативность, математическая грамотность - вот темы, по которым оценить результаты работы в онлайн пока сложно, - говорят авторы. - Для этого в онлайне пока нет надежных инструментов оценивания".

Другой аспект - учеба в вузе. Исследования показывают: онлайн или смешанное образование может быть не менее эффективным, чем традиционное обучение. Так, в 2020 году состоялся эксперимент: студенты российских вузов прошли курсы в области STEM (математика, биология, инженерия и наука) в традиционном, смешанном и онлайн формате. Оказалось, что результаты учебы одинаковы, вне зависимости от формата.

Но нельзя забывать: качество образования в онлайн будет на уровне лишь в случае правильной организации учебного процесса в онлайн среде. А это не всегда удается, особенно если онлайн-формат используется как вариант обучения из дома. - Несмотря на то, что при переходе на удаленку возникали трудности, оказалось, что есть немало школьников, которым понравилось учиться в дистанционном формате, - рассказала в ходе конференции, посвященной перспективам онлайн-образования Yet Another Conference on Education гендиректор Яндекса в России Елена Бунина. - Согласно опросу, проведенному в ходе первой волны COVID-19, почти четверть школьников хотели бы продолжить учиться дистанционно и после пандемии, а пятая часть ребят увидела в таком режиме новые возможности. Поэтому крайне важно, чтобы у всех учеников были ресурсы, чтобы полноценно участвовать в удалёеных занятиях".