Золотой фонд
- Вообще, начинать рассказ о становлении киргизского кинематографа стоит не с подписания судьбоносного документа, который был принят Советом народных комиссаров Киргизской СССР 17 ноября 1941 года, а с более раннего времени, - утверждает заведующий архивом киностудии "Киргизфильм" Жолдош Акматалиев. - Можно сказать, что первые киносъемки на территории республики прошли еще в 1920 году. Это были этнографические кинозарисовки режиссера Алексея Терского. Позже, в 1923-м, сняли хронику высокогорной экспедиции профессора Николая Корженевского. Группа ученых-исследователей остановилась в Алайской долине в урочище Кара-Бутур, где жизнь киргизского кочевья была впервые запечатлена на пленку.
Периодически в республику для съемок приезжали кинематографисты из других киностудий СССР. Кинохроникеры снимали в Киргизии сюжеты для киножурналов и эпизоды для больших документальных лент. А начиная с 1940 года на постоянной основе выпускался киножурнал "Советская Киргизия". Сначала, правда, им занималась Ташкентская киностудия, и лишь с 1943-го его стали снимать уже во Фрунзе.
За 80 лет на киностудии сняли фильмы, которые вошли в золотой фонд кинематографии Киргизии, Казахстана, России и Узбекистана. На республиканской студии работали известные режиссеры Владимир Шнейдеров, Олег Фрелих, Андрон Кончаловский, Толомуш Океев, Лариса Шепитько. Тут снимались популярные актеры Наталья Аринбасарова, Талгат Нигматулин и другие, не менее известные мастера киносцены.
Киргизское чудо
Первым полнометражным игровым фильмом, снятым целиком в Киргизии, стала работа режиссера Олега Фрелиха "Крытый фургон". Его впоследствии назовут "киргизским чудом". В главной роли снялась Айша Тюменбаева.
"В один из июльских дней в аил неожиданно приехали гости из Ташкента и Москвы, - напишет в своих воспоминаниях автор сценария картины Лолахан Сейфуллина. - Это была съемочная группа, которая искала героиню для кинофильма. Фрелих заметил на улице красивую, бойкую девушку и пригласил на съемки. Сначала она тушевалась перед камерой, но когда ей объяснили, что надо делать, вошла в роль".
В 1955 году в республике совместно с киностудией "Мосфильм" сняли первый цветной художественный фильм "Салтанат". Режиссером картины был Василий Пронин. Лента рассказывала о судьбе киргизской женщины. Главную героиню сыграла тогда еще молодая театральная актриса Бакен Кадыкеева. На эту роль пробовались многие актрисы местных театров. Вот только работать перед кинокамерой у них не получалось, тогда как Бакен смогла сыграть назначенную режиссером сцену буквально с первого дубля. Как потом она признается в одном из интервью, ей практически пришлось играть самое себя. Ее путь на сцену тоже был непростым.
Еще девочкой Бакен увидела представление бродячей труппы актеров, и с тех пор мечта играть на сцене поселилась в ее сердце. Окончив семилетку, она поступила на работу в театр юного зрителя во Фрунзе. Однако отец был против актерской профессии, которую выбрала дочь. Он практически в ультимативной форме потребовал бросить театр. В слезах девушка принесла директору заявление об уходе, а тот в ответ предложил ей главную роль в постановке "Овечий источник", а сам пришел к отцу Бакен и попросил поприсутствовать на премьере. После спектакля тот подошел к дочери и вместо упреков просто поцеловал в лоб. Так из противника он превратился в главного почитателя ее таланта.
После у нее было много блестящих ролей на театральных подмостках. Однако судьбе было угодно, чтобы Бакен стала первой киргизской киноактрисой.
Айтурган Темирова, народная артистка Киргизской Республики:
- У киргизского кино есть одна особенность - отражение национальных традиций. Будь то советский период кинематографа или современный, но они присутствуют, и это позволяет режиссерам сохранять уникальность. Сейчас в Киргизии есть талантливые молодые ребята, работы которых заслуживают того, чтобы о них узнали за рубежом. В их фильмах сохранена самобытность, представлена своеобразная философия. Единственное, что на мой взгляд, сегодня плохо влияет на кино, - это коммерческий подход. Но это беда не только киргизского кинематографа. Когда режиссер на площадке думает, на чем можно сэкономить, в итоге это отражается на всем фильме в целом.
Наши Канны
Начиная с середины двухтысячных киргизский кинематограф буквально переживает второе рождение. Киноленты, снятые в республике местными режиссерами, занимают призовые места на многих международных фестивалях. А в сентябре 2021 года фильм режиссера Артыкпая Суйундукова "Шамбала" выдвинули на соискание премии "Оскар" - в номинации "Лучший художественный фильм на иностранном языке".
Совсем недавно в республике прошла премьера масштабной исторический киноленты "Семетей, сын Манаса". Консультантом картины выступил народный артист России Александр Панкратов-Черный.
В 2012 году в республике утвердили собственную национальную кинопремию "Ак Илбирс". Она вручается в знак признания заслуг и достижений деятелей киргизского кинематографа по итогам ушедшего года и является первой премией такого рода в стране.
Кстати, в 2021 году первые призы в большинстве номинаций, а их было 18, достались режиссерской работе Мирлана Абдыкалыкова "Босоногий бегун". Лента рассказывала о подростке, нашедшем в себе силы победить жизненные трудности.
Чингисхан, которого не стало
Лучшее место, откуда стоит начинать рассказ о становлении киргизского кинематографа, - музей "Киргизфильма". Его открыли 20 лет назад - в 2001-м. Хранящиеся здесь экспонаты свидетельствуют о многих интересных моментах, происходивших на съемочных площадках в далекие годы.
Вот декорация к фильму "Чингизхан" - часть юрты, мечи, как бутафорские, так и настоящие. Рядом расположились большой казан и конное снаряжение. Работа над лентой началась в 1991 году. Съемки велись американо-итальянской группой. Увы, фильм, который обещал стать эпическим полотном, завершить не удалось. Советский Союз начал распадаться, и киношники были отозваны посольствами.
Еще один интересный экспонат - старинная музыкальная шкатулка. Ее использовал в съемках фильма "Волчья яма" известный режиссер, народный артист СССР Болот Шамшиев. Здесь же можно увидеть специальные рельсы и тележки, на которых крепились кинокамеры весом более ста килограммов, монтажные столы с заряженной пленкой, звукорежиссерское оборудование. Все в идеальном порядке и по-прежнему готово к работе.
Впечатляюще выглядит и фильмохранилище музея. Здесь на стеллажах высотой до потолка в круглых железных коробках хранятся оригиналы всех кинолент, когда-либо изготовленных на студии "Киргизфильм". Они ждут своей оцифровки, которая сейчас идет полным ходом. В помещении поддерживается определенная температура, чтобы не причинить вред бесценному архиву.