11.11.2021 08:00
    Поделиться

    Немецкий концерн разработал добавку для асфальта из старых шин

    Ежегодно во всем мире утилизируется более 25 миллионов тонн изношенных шин. Их выбрасывают на свалки или сжигают.
    Photoxpress

    Однако резиновое вторсырье можно повторно использовать в дорожном строительстве, рассказывают в немецком концерне Evonik Industries.

    Шина становится непригодной для дальнейшей эксплуатации после износа протектора. Хотя ее уже нельзя использовать из соображений безопасности, материал все еще цел.

    Идея о второй жизни шин не нова. Часто используется вторичная тепловая энергия продуктов сгорания. Изношенные шины сжигают, например, на цементных заводах, хотя за это приходится платить. С точки зрения оценки жизненного цикла материала и воздействия на окружающую среду такое использование считается низкоэффективным. Более рациональный метод - измельчение шин для получения резины, которую можно использовать, например, в качестве материала для резиновых ковриков. Однако предложение такой продукции превышает спрос.

    Еще одна возможность продлить жизнь шинам - использовать измельченную резину в дорожном строительстве. Материал доступен в большом объеме и по невысокой цене. Добавление измельченной резины придает асфальтовой массе адгезивные качества. Однако есть технологические сложности. При переплавке резины обычные температуры не позволяют ее хорошо обрабатывать, а высокие - разрушают. А еще материал во время эксплуатации прилипает к технике и грузовым автомобилям. "Раньше представители дорожно-строительных организаций теряли интерес, когда слышали про измельченную резину", - говорит Франк Линднер, эксперт по дорожному строительству компании Evonik.

    Добавка Vestenamer от компании Evonik, избавляет от упомянутых сложностей. Смеси, включающие измельченную резину и добавку, поддаются обработке и при низкой температуре. "Добавка обеспечивает одновременно прочность и гибкость асфальта, а также оптимальную степень его уплотнения. Применение Vestenamer позволяет использовать асфальтовую смесь в промышленных целях в сложных условиях", - объясняет Франк Линднер.

    Использование старых шин для асфальта сохраняет природу

    Асфальтовое покрытие с добавлением добавки Vestenamer испытывают в экстремальных условиях. Помимо низкотемпературной камеры в лаборатории в Дортмунде в Германии также имеется установка для имитации дорожных условий в разгар летней жары. Температура в ней достигает плюс 60°С. Специальный ролик под высоким давлением непрерывно движется вперед и назад по испытуемому участку асфальта. При высоких температурах постоянная нагрузка от автомобилей приводит к появлению колеи. Скопление дождевой воды в ней опасно для водителей. Испытания показывают, что асфальту с добавкой Vestenamer эта проблема не страшна.

    "Наша добавка превращает использованные шины в эффективное сырье для дорожного строительства, - говорит Франк Линднер. - Данные из Дортмунда подтверждают, что таким образом мы можем увеличить срок службы шин в восемь раз". Этот эффект положительно влияет на оценку жизненного цикла, а также во многом позволяет решить проблему утилизации. В некоторых странах до сих пор существуют пожароопасные и вредные для окружающей среды свалки шин. Переработка одной тонны шин вместо ее сжигания снижает выброс углерода в атмосферу на 700 килограммов.

    Первым внедряет новые технологии использования старых шин Европейский союз, и в частности Германия.

    Справка "РГ"

    Компания Evonik - один из мировых лидеров по выпуску специальных химических продуктов с учетом экологических тенденций. Компания вносит вклад в производство в различных отраслях - от 3D-принтеров до авиастроения.

    Штат - 32 тысячи сотрудников более чем в 100 странах мира.

    Компания Evonik в своей стратегии придерживается принципов устойчивого развития, внедряет новые программы по цифровизации.

    Поделиться