Концепция бережливого производства изначально появилась в Японии в автомобильной корпорации Toyota в 1950-х годах. Тайити Оно, который возглавил производственную систему "Тойоты", оптимизировал процесс разработки новых моделей и их производства таким образом, чтобы это происходило даже с учетом текущих низких продаж автомобилей. Было проведено разделение всех процессов компании на ценности (польза для потребителя) и потери (любой процесс, который расходует ресурсы и не создает ценности). Главная задача - работать над уменьшением потерь, а высвобождающиеся ресурсы направлять на создание ценностей. Девиз корпорации таков: максимального эффекта можно достичь только при непрерывном совершенствовании.
Главные цели внедрения бережливых проектов в России - повышение качества предоставляемых госуслуг при общем уменьшении потерь. К сожалению, из-за общей инертности (и не важно, речь идет о внедрении таких проектов в практику органов госвласти или на крупных предприятиях) изменение корпоративной культуры происходит медленно. Однако есть и положительные практики. Поясню на примере.
В рамках проекта "Эффективный регион" на базе Фонда капитального ремонта многоквартирных домов Воронежской области совместно с ГК "Росатом" и КУ ВО "Центр эффективности правительства Воронежской области" были проработаны три бережливых проекта. Их цели - оптимизация процессов капитального ремонта многоквартирных домов, выявления и устранения случаев некачественного выполнения работ по капремонту, а также надзора за ходом проведения строительно-монтажных работ на МКД.
Сложность в реализации первого проекта в том, что управляющие компании, фонд капремонта и подрядные организации, которые выполняют работы на объектах, разобщены. С февраля 2018 года было инициировано соглашение о непосредственном участии управляющих компаний в процессе работ. УК обязана подготовить дом к проведению работ (очистить чердаки и крыши от мусора, провести освещение и так далее). Кроме того, был осуществлен переход на цифровой документооборот. Это позволило в значительной степени сократить время согласований между фондом, подрядными организациями, УК, ресурсоснабжающей организацией.
Второй проект - оптимизация процесса выявления и устранения случаев некачественного выполнения работ по капремонту - помогает жителям многоквартирных домов (МКД) контролировать работу по подготовке к капремонту и его ход. Через специально разработанное мобильное приложение граждане могут написать жалобу, которую увидит Госжилинспекция, имеющая рычаги воздействия на управляющую компанию.
Эти два проекта сейчас полностью проработаны и завершены. Мобильное приложение активно используется.
Третий проект - оптимизация процесса надзора за ходом проведения строительно-монтажных работ на МКД - находится на стадии проработки. Он касается проверки процесса стройконтроля. Цель - чтобы жители видели, как проходит строительный контроль в том или ином доме, как проводятся обследования и проводятся ли они на самом деле.