Поделиться

    Самозанятые получили возможность продавать продукцию через маркетплейсы

    Один за другим маркетплейсы объявляют о своем сотрудничестве с самозанятыми, для которых выход на большие торговые площадки открывает новые невиданные возможности. Кто получит выгоду от такого сотрудничества, корреспондент "РГ" решил выяснить у экспертов.
    Алексей Майшев/РИА Новости

    Сегодня нашим маркетплейсам есть куда расти, и крупные игроки понимают это - например, в США сегодня один миллион продавцов на маркетплейсах, а у нас их около 234 тысяч суммарно на всех площадках, подсчитывает Аскар Рахимбердиев, сооснователь облачного сервиса МойСклад. В условиях жесткой конкуренции и проблем с новыми зарубежными поставщиками маркетплейсы ведут войну за покупателя, и самозанятые в этой ситуации оказываются очень кстати.

    Число самозанятых в нашей стране растет и уже приблизилось к трем миллионам. Масштабы же их торговой интервенции весьма скромны: на торговых онлайн-площадках работают не более 100 тысяч из них, подсчитывает Андрей Белянин, генеральный директор ГК "Тамаки". Да и темпы развития маркетплейсов сильно опережают цифры по росту самозанятых. Учитывая то, что рынок самостоятельно себя регулирует, постоянно отсеивая часть продавцов, цифры на поверку оказываются не такими большими. Почему бы не попробовать?

    Выход на маркетплейсы выгоден новичкам без компетенций и возможностей для их развития. Например, для бабушек, которые вяжут носки и не знают, как их продавать.

    - Маркетплейсы дают возможность попробовать новые онлайн-возможности, особенно тем, кто работал только офлайн, - подтверждает Денис Бурлаков, генеральный директор финтехкомпании RBK.money.

    В перспективе маркетплейсы унифицируют работу своих участников и начисто отдаляют их от конечного потребителя и его реальных проблем, объясняет Дмитрий Тортев, директор "ЛТ-контракт". Другими словами, условная бабушка никогда не узнает, почему ее носки 38-го размера не продаются, потому что у нее нет обратной связи с покупателем и понимания того, что основная целевая аудитория онлайн-площадки - мужчины с большим размером ноги или южане, которым шерстяные носки не требуются в обиходе.

    Выход на маркетплейс новых мастеров дает ему возможность исследовать новые ниши и позиционировать себя как онлайн-площадку по продаже уникальных, штучных товаров, в том числе сделанных под заказ клиента, уверена Наталья Мильчакова, замруководителя ИАЦ "Альпари".

    Для самозанятых же, которые считают каждую копейку, такое сотрудничество накладно: посреднические услуги маркетплейсов достигают 19 процентов - это не самые выгодные условия для бизнеса. Дешевле вложиться в SMM и продвигать товары в "Инстаграме", предполагает Инна Анисимова, гендиректор коммуникационного агентства PR Partner.

    Сложности начинаются тогда, когда продавцов однотипного товара (даже и сделанного под заказ) становится много - однотипные предложения становятся в глазах покупателя взаимозаменяемыми, прибыль снижается и стремится к нулю, поясняет Николай Новоселов, директор по новым бизнесам Dicoure. Выигрывают опять же маркетплейсы, для которых рост числа продавцов оборачивается увеличением числа покупателей.

    Число самозанятых в нашей стране растет и уже приблизилось к трем миллионам

    - Сила маркетплейсов именно в количестве продавцов. Проблема в том, как отобрать продавцов, которые зачастую поставляют некачественный товар? - задается вопросом маркетолог Михаил Барабаш.

    Теоретически все правила деятельности самозанятых прописаны законом: они не могут продавать чужой товар, не могут нанимать персонал для его выпуска, что ограничивает объемы продаваемого товара, а также ограничены лимитом оборота в 2,4 миллиона в год, напоминает управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева.

    Практически четкого различия между купленным товаром и изготовленным лично нигде не прописано. Поэтому продавец может внести в купленный минимальные изменения (например, перепаковать), напоминает Анна Шафигуллина, совладелец компании "СеллерМАРКЕТ".

    В идеале маркетплейс или его аффилированная структура могли бы приобретать качественные товары у предпринимателей для последующей продажи через маркетплейс, говорит Дмитрий Смирнов, директор по развитию бизнеса ИТ-компании КРОК. Однако рынок сам избавляется от слабых.

    - Алгоритмы ранжирования маркетплейсов ставят выше те товары, которые пользуются повышенным спросом. Например, в некоторых товарных категориях для выхода карточки товар на первую страницу популярности нужно иметь продаж хотя бы на 350 тысяч рублей в неделю. Единственным, на мой взгляд, направлением, в котором они действительно смогут закрепиться, является продажа электронных обучающих материалов (курсов, книг), так как их реализация не связана с операционной нагрузкой на поставщика, - уверяет Владлен Строкань, эксперт в области электронной коммерции.

    Таким образом, несмотря на преимущества сотрудничества, работа с маркетплейсами не окажется такой простой, как представляется на первый взгляд.

    - Самозанятые - это налоговый режим, это не новая профессия, не новый "волшебный" статус, который позволяет минимизировать издержки до нуля, - напоминает Александр Митюков, президент Межрегиональной ассоциации курьерских служб.

    Получается, что тем самозанятым, которые все же захотят закрепиться на маркетплейсе и сделать его основным каналом продаж, придется расти вместе с рынком онлайн-торговли, а значит, очень скоро перейти в новый статус предпринимательской деятельности.

    Прямая речь

    Михаил Попов, основатель финтехплатформы TalkBank:

    - У всех маркетплейсов, работающих с самозанятыми, возникают определенные сложности. Это онбординг (адаптация) самозанятых, их проверка, поддержка таких пользователей и решение их специфических задач. Важнейшая часть для легальной работы с самозанятыми - это интеграция с сервисами налоговой службы. Однако с точки зрения доходности самозанятые дают больше оборота, чем обычные пользователи. Они готовы платить больше комиссии, так как маркетплейсы являются для них важным или даже единственным источником доходов, а также позволяют самозанятым минимизировать затраты на поиск клиентов.

    Кстати

    Самозанятость активно развивается по всему миру, напоминает Виктор Емец, гендиректор "Наймикс". Согласно исследованиям BCG, в Бразилии, Индонезии, Китае, Индии до 55 процентов специалистов массовых профессий (курьеров, водителей, уборщиков, репетиторов) успешно ищут работу через цифровые платформы и маркетплейсы по работе с самозанятыми.

    Поделиться