Саратовские краеведы предлагают увековечить память о Нансене

В конце ноября исполнится сто лет со времени первой поездки в 1921 году в охваченное голодом Поволжье известного общественного деятеля, ученого и полярного исследователя Фритьофа Нансена. Знаменитый норвежец сыграл выдающуюся роль в организации иностранной помощи голодающим. О сохранившихся свидетельствах работы "миссии Нансена" рассказала журналист и краевед, главный архивист Государственного архива Саратовской области Маргарита Шашкина.
Министерство информации и печати Саратовской области

Царь-голод

Считается, что голод, начавшийся в Поволжье в 1921 году, привел к гибели от пяти до семи миллионов человек. Это сопоставимо с потерями населения нашей страны во время гражданской войны.

По отчетам советских органов власти, которые хранятся в областном архиве, очевидно, что уже 1920 год был неурожайным. Тем не менее госструктуры стремились во что бы то ни стало выполнить планы по продразверстке. Помимо хлеба у саратовцев реквизировали овощи, домашнюю птицу, сено, солому, даже бараньи рога и конские копыта.

- Крестьяне ждали засухи и придерживали зерно, а вооруженная самым передовым революционным учением власть считала это уловкой, чтобы не отдавать хлеба, - рассказывает Маргарита Шашкина.

В июне 1921 года на VII Всероссийском съезде по сельскохозяйственному опытному делу в Москве саратовский агроном-кооператор Михаил Куховаренко рассказал о засухе в Поволжье и начинающемся голоде.

К концу лета спасающиеся от голода крестьяне хлынули в города, более хлебные области страны. Всего голодало около 40 миллионов человек в 16 регионах. Хуже всего положение оказалось в Саратовской и Самарской областях.

- Люди ели кожаные вещи, речной ил, торф, глину, падаль, листья и траву. Свирепствовали каннибализм и болезни. Чудовищные картины голода тех лет - матери убивали младших детей, чтобы накормить их мясом старших, - рассказывает кандидат исторических наук Татьяна Бондаренко.

По инициативе писателя Максима Горького был организован общественный Всероссийский комитет помощи голодающим (Помгол), а советское правительство обратилось за помощью к мировому сообществу.

Одним из откликнувшихся на этот призыв стал известный ученый, путешественник, Верховный комиссар по делам беженцев Лиги наций Фритьоф Нансен.

Пол-литра супа и сто граммов хлеба

Огромную помощь голодающей России в те годы оказала Американская администрация помощи (АРА), на втором месте были около тридцати благотворительных организаций, работавших в Международном комитете помощи голодающим России, известном также под названием "Миссия Нансена". А для Саратовской области ее роль вообще оказалась основной: миссия кормила каждого второго голодающего жителя региона.

Первая нансеновская благотворительная столовая для детей открылась в Саратове 25 октября 1921 года. Порция для одного ребенка составляла пол-литра супа или каши и 100 граммов хлеба.

Газета "Саратовские известия" сообщила о приезде в Саратов "доктора Нансена" 28 ноября 1921 года, его, по сведениям издания, сопровождал особоуполномоченный Всероссийского центрального исполнительного комитета (тогдашнего советского правительства). К этому времени иностранцы, оперативно развернувшие свои пункты питания, кормили уже около 100 тысяч детей.

Главная цель поездки была оценить масштабы происходившего на месте, а также обратиться к европейской общественности с просьбой о помощи.

В Саратове Нансен побывал в лагере беженцев на набережной Волги, приютах и столовых, а потом, переправившись через реку на пароме, выехал в Марксштадт (нынешний Маркс. - Прим. ред.). В селах Нансен и его спутники увидели дома без крыш, поскольку всю солому с них уже съели, детей, превратившихся в скелеты, со вздутыми от голода животами, трупы погибших людей, которых некому было хоронить.

Вместе с Нансеном приехали иностранные журналисты, они сделали фотографии голодающих и погибших от голода жителей Поволжья. Эти снимки произвели большое впечатление на европейцев. Сопровождавший Нансена доктор Реджинальд Феррар, уже имевший опыт борьбы с голодом в Индии и Африке, оценил масштабы бедствия в Поволжье как беспрецедентные.

Благодаря поездке Нансена были собраны значительные частные пожертвования за рубежом, помощь оказал ряд европейских правительств.

Число жизней наших соотечественников, спасенных благодаря гуманитарной помощи, никогда не подсчитывали, но никто и не оспаривал, что этот вклад трудно переоценить.

"В Саратове несколько недель назад умирало от 30 до 40 человек в день, после открытия наших кухонь - только 2-3 в неделю. В Марксштадте условия хуже, кухни работают там только 10 дней", - так описывал ситуацию сам Нансен.

"Люди ели кожаные вещи, речной ил, торф, глину, падаль, листья и траву. Свирепствовали каннибализм и болезни"

К лету будущего года в регионе уже работало 886 столовых только одной нансеновской благотворительной организации Международного союза помощи детям. Кроме того многие саратовцы получали от благотворительных организаций посылки с продуктами и одеждой.

Возвращение

Вновь в Саратове Фритьоф Нансен побывал вскоре после завершения "великого голода" в 1925 году. К этому времени на территории региона реализовывался проект, к которому он имел непосредственное отношение.

Одной из причин голода Нансен считал нерентабельность российского сельского хозяйства, к тому же разрушенного революционными преобразованиями и гражданской войной. Поэтому возник замысел создать в России опытно-производственные станции, которые знакомили бы крестьян с современными аграрными технологиями.

Когда Нансен получил Нобелевскую премию мира, он потратил ее на организацию двух таких станций в селе Михайловка на Украине и селе Росташи в Саратовской области.

До революции в Росташах находилось имение потомков героя войны 1812 года генерала Николая Раевского. На рубеже веков имение много раз признавалось лучшей "экономией" губернии. На базе этого хозяйства и была организована опытная сельскохозяйственная станция Нансена.

Возможность выделения земель для опытного хозяйства Нансена обсуждалась на губернском исполнительном комитете. В 1924 году для сельскохозяйственной станции было отведено 983 десятины.

На средства, предоставленные нобелевским лауреатом, закупили породистый скот, а также технику: 4 автомашины и 24 трактора "Рено" и "Мункель". Для сравнения: в это время во всей Саратовской области имелось около двадцати тракторов, из них в рабочем состоянии - два. Станцию возглавил владевший русским языком шведский инженер и сотрудник Красного Креста Гест Седергрен.

Для детей в селе открыли благотворительную столовую, молодежь стали обучать на курсах трактористов.

Опытная станция в условиях советской бюрократической неразберихи и недоверия ко всякой частной инициативе просуществовала всего около трех лет. Тем не менее и это дело Нансена не пропало зря. Впоследствии, уже в 50-е годы прошлого века, в Росташах была организована государственная опытная сельскохозяйственная станция. Вот такой мостик протянулся от экономии Раевских через станцию Нансена до наших дней.

В 2017 году в Марксе открылся памятник знаменитому норвежцу. Мемориальная доска установлена на стене здания вокзала в Ртищеве, где в начале 20-х годов действовала база, через которую поступала продовольственная помощь. Еще в 2014 году был открыт памятный знак в Самаре.

А вот в Саратове, где Нансен и начал свою гуманитарную миссию, до сих пор память об этих событиях ничем не отмечена. Общественники считают, что мемориальные доски можно было бы установить на бывшем Доме офицеров на улице Соборной, 18, где открылась первая бесплатная столовая Нансена, и на особняке Шерстобитова на улице Сакко и Ванцетти, 41 - здесь находилось представительство Международного союза помощи детям.

Штрихи к портрету

В молодости Фритьоф Нансен прославился своими спортивными достижениями, участием в лыжных и конькобежных соревнованиях. Всемирную известность Нансен получил после плавания к Северному полюсу на специально построенном корабле "Фраме". Часть пути Нансен проделал на лыжах всего с одним спутником по замерзшему Северному Ледовитому океану. Хотя достичь полюса им не удалось, книга, в которой он рассказал о своем путешествии, стала мировым бестселлером.

С 1919 года Нансен стал представителем Норвегии в Лиге наций, а затем в этой международной организации возглавил работу по репатриации военнопленных и беженцев. Одно из его больших достижений - создание "нансеновского паспорта". Этот документ давал право на пребывание в другом государстве и получение социальной помощи. Такие паспорта получили российские эмигранты, оказавшиеся за границей после революции.

Подготовил Андрей Куликов