17.11.2021 11:52

Видео: Новосибирские археологи нашли древние изделия из хрусталя

Сотрудники новосибирского Института археологии и этнографии (ИАЭТ) СО РАН, исследуя палеонтологический памятник Волчья грива в Каргатском районе Новосибирской области, определили границы многослойной стоянки древнего человека возрастом от 12 до 20 тысяч лет. Как сообщили в центре "Новая археология" Гуманитарного Института Новосибирского государственного национального исследовательского университета, главной особенностью найденной палеолитической индустрии является преобладание изделий из горного хрусталя и дымчатого кварца.

- Стоянка Волчья грива известна с конца 1950-х годов как крупнейшее местонахождение мамонтовой фауны, где преобладающим видом является шерстистый мамонт, - рассказал директор ЦКП "Геохронология кайнозоя" ИАЭТ СО РАН доктор исторических наук Василий Зенин. - На этом местонахождении на сегодняшний день выявлено несколько десятков особей мамонтов и сотни костей этого вида. Среди них были обнаружены отдельные фрагменты кремня, микрокварцитов, горного хрусталя.

По словам ученого, до недавнего времени было найдено лишь около 70 таких изделий. Однако на сегодняшний день археологи в своих раскопках на Волчьей гриве вышли на границы палеолитической стоянки, где счет каменных изделий идет на сотни и даже тысячи предметов. Возраст самых молодых находок на верхнем уровне раскопок составляет порядка 11 тысяч лет. Второй уровень дал археологам находки возрастом 13 тысяч лет. Нижний слой, на котором сейчас остановились ученые, открыл фрагменты изделий из камня и останков животных, которым может быть до 20 тысяч лет.

Здесь располагаются фрагменты, свидетельствующие о палеолитической индустрии горного хрусталя. Более половины всех обнаруженных поделок выполнены из этой породы камня. При этом, как отмечает Василий Зенин, на территории Барабинских лесостепей, где располагается Волчья Грива, практически нет месторождений хрусталя, а значит материал был принесен сюда издалека. Вероятнее всего, его родиной были районы современного Казахстана.

Весь грунт, который вынимают археологи, промывается на сите с диаметром ячеек в один миллиметр. Это дает возможность улавливать мельчайшие фрагменты находок, которые интересуют ученых. Археологи подчеркивают, что находки этого года делают Волчью гриву не только старейшим из открытых в регионе поселений древнего человека, но и новым объектом для изучения моделей адаптации людей палеолита к условиям юга Западной Сибири.