Поделиться

    На Волжской ГЭС впервые в РФ применена уникальная технология ремонта шлюза

    На Волжской ГЭС применен новый подход к реконструкции шлюза, позволяющий вдвое сократить простои. Специалисты выполняют замену сразу двух двустворчатых ворот - на действующем объекте высоконапорных гидросооружений такого прежде в стране не делали. Обычно сначала меняют пару ворот той части камеры, что выше по течению, а через полгода приступают к нижнему затвору. По такой технологии требуется остановка судоходства на 20 месяцев.
    Роман Мерзляков/РГ

    Для установки ворот прибыл самоходный плавучий кран "Могучий", который способен поднимать объекты весом до 350 тонн. К работам привлекли водолазов. На верхнем бьефе замену уже произвели, сейчас делают на нижнем. Вторые ворота массивнее первых: 710 тонн против 450. После установки створов еще предстоит смонтировать навесное оборудование.

    - Срок вывода из навигации сокращается до десяти месяцев, - говорит руководитель подрядной организации Евгений Егунов. - Мы выполняем полный комплекс работ: проектирование, изготовление, монтаж и сдача "под ключ" заказчику. Старые ворота утилизируют, а новые изготавливают в течение шести-восьми месяцев. 25 октября пришел из Астрахани кран, и ворота демонтировали. Еще нужно сделать вырубку бетона, обвес и уплотнение, достаточно сложные работы. Из-за наличия параллельного шлюза мы не лимитированы во времени. Но постараемся закончить в марте или апреле. У нас ведь есть и другие объекты в 2022 - 2023 году. Чем быстрее откроем шлюзование, тем раньше освободятся люди.

    Та же компания параллельно делает проекты реконструкции двух шлюзов и дамбы Волго-Донского судоходного канала (ВДСК), еще два готовых документа проходят экспертизу. Там объем работ поменьше, но дополнительная сложность в том, что есть лишь один путь для прохождения судов. Все нужно сделать в межнавигационный период, с декабря по март. Тогда как на Волжской ГЭС у 30-го шлюза есть дублер - 31-й. Конечно, плавсредствам придется постоять в речной пробке, но все же возможность прохода через гидроузел сохраняется.

    Стоимость контракта - 730 миллионов рублей. Она уже не увеличится, хотя после подписания произошло резкое подорожание металла, с 45 до 120 тысяч рублей за тонну. Но потом цена вновь пошла вниз.

    - 30-й и 31-й шлюзы являются частью единой глубоководной системы, объединяющей пять морей. При строительстве этого объекта бетона ушло в полтора раза больше, чем на весь ВДСК. На двухкамерные гидротехнические сооружения приходится более пяти тысяч шлюзований в год. Перевозится шесть миллионов тонн грузов, - рассказывает руководитель администрации Волго-Донского бассейна внутренних водных путей Александр Глущенко. - Ввели объект в эксплуатацию в апреле 1959 года, поэтому металлоконструкции изношены. Это последние элементы, которые оставалось заменить. Не будет работать один из проходов - и весь судопропуск встанет. Это значимо для нас.

    Замена ворот параллельного шлюза прошла еще в 1992 - 1993 году. Финансирование обеспечивает федеральный бюджет. Разрабатывается долгосрочный инвестиционный план до 2029 года, в него включат шлюзы ВДСК. Постепенно управление будут переводить с механического на электронное.

    Строительство шлюзов началось в 1955 году. Глубина Волги со стороны водохранилища - 19 метров, а на нижнем бьефе - 4,4 метра. Полезная длина железобетонной камеры составляет 300, ширина - 30 метров. Два шлюза разделены акваторией среднего бьефа. Система питания шлюзов распределительная, то есть вода поступает через донные галереи с частичным боковым сбросом. Помимо пропуска теплоходов и барж, шлюзы могут использоваться для прохода рыбы на нерест, для этого между камерами размещена межшлюзовая ГЭС мощностью 22 мегаватта.

    Поделиться