Федеральная программа поддержки франшиз с успехом прошла в Калининграде

Бурный рост франчайзинга в России начался около десяти лет назад. Казалось бы, еще совсем недавно при слове "франшиза" в памяти всплывали разве что "Макдоналдс" и "Сабвэй". Сегодня по всей стране действуют сотни тысяч франчайзинговых "точек". Рестораны, фитнес-клубы, языковые студии, спа-салоны, парикмахерские, кондитерские - коммерческая концессия оказалась одним из самых эффективных инструментов масштабирования бизнеса. Франчайзинг играет особую роль в формировании предпринимательской среды российских регионов, позволяя пользователям (франчайзи) реализовывать успешные проекты при минимальных вложениях и рисках.
"Франчайзинг-Интеллект"

По данным сайта franshiza.ru, в России работает более 2500 франшиз. Несмотря на то что почти 20% франчайзинговых точек закрылось в период пандемии, в 2021 году рынок вырос на 7%. Объем этого рынка по итогам 2020 составил 2,04 трлн рублей. Весомую роль здесь сыграл административный фактор: регионы согласно национальным проектам развития малого и среднего предпринимательства должны инициировать появление региональных франшиз, их акселерацию и вывод их на федеральный уровень.

Франчайзинг полностью синхронизирован с целями устойчивого развития, интегрирован в реализацию национальных проектов России, относится к креативным индустриям. По словам вице-президента Российской ассоциации франчайзинга Юрия Михайличенко, государство заинтересовано во франчайзинге как инструменте развития малого и среднего предпринимательства и активно поддерживает такие форматы, главным образом через региональные институты развития. При этом помимо прямой организационной и финансовой поддержки большое значение уделяется обучающим программам и акселерации бизнеса. Предпринимателям, решившим масштабировать дело, необходимы менторская поддержка, экспертиза и опыт успешных франчайзеров. Этими ресурсами они могут воспользоваться, например, в рамках федеральной обучающей программы "Акселератор по созданию франшиз. Масштабирование бизнеса" (организатор - компания "Франчайзинг-Интеллект"), которая входит в перечень программ, подготовленный Министерством экономического развития РФ, и реализуется в рамках нацпроекта "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной̆ предпринимательской̆ инициативы".

Фото: "Франчайзинг-Интеллект"

Как отмечает федеральный эксперт по франчайзингу, соавтор акселератора Юлия Богушевская, особенность программы в том, что она адаптируется к запросам конкретного региона. Таким образом уникальная местная бизнес-среда оказывается встроена в федеральный контекст. Благодаря акселератору администрация региона поймет, как лучше использовать свои сильные стороны (география, особенности регулирования) с учетом практик, хорошо зарекомендовавших себя в масштабах страны. Региональные бизнесмены, прошедшие отбор в акселератор, получают шаблоны документов, инструменты создания и продвижения франшизы и исчерпывающие индивидуальные консультации, наставничество от экспертов, уже реализовавших франчайзинговые проекты в федеральном масштабе.

Руководитель акселератора, генеральный директор компании "Скейлит", соучредитель "Франчайзинг-Интеллект" Мария Кизима отмечает, что программа - это не только проект по масштабированию бизнеса, но и своеобразное "место силы", где регулярно проходят мозговые штурмы, менторские сессии и обогащение опытом и энергией креатива и созидания. Среди менторов программы, готовых поделиться опытом с начинающими франчайзерами, - основатель автоматизированных мужских парикмахерских "Супермен" Василий Михайлов, директор по развитию компании "Рыбсеть" Полина Кирова, основательница школ скорочтения и развития интеллекта Schoolford Диляра Ильина, эксперт по развитию франчайзинговых сетей Елена Стефанова и главный операционный директор MATRЁSHKA FRIES Стива Аралов.

Мария Кизима отмечает, что программа не только знакомит предпринимателя со всеми особенностями франчайзинга, но и позволяет создать реальную бизнес-модель: "Участники акселератора глубоко погружаются в технологию производства франшиз, узнают, как, с одной стороны, заинтересовать и мотивировать франчайзи развивать свою "точку", а с другой - стимулировать его оставаться внутри проекта, не отправляться в свободное плавание. Вместе с менторами и экспертами "Франчайзинг-Интеллект" они рассчитывают паушальные взносы, роялти, размер инвестиций, создают чек-листы, изучают юридические нюансы договора коммерческой концессии, краеугольного камня франчайзингового бизнеса. Итогом работы должна стать разработанная архитектура (концепция) франшизы и структурированные документы франшизы".

С 27 сентября по 19 ноября акселератор проходил в Калининграде по заказу Фонда "Центр поддержки предпринимательства Калининградской области". Будучи мощным хабом IT-отрасли и креативных индустрий, Калининград оказался также серьезной точкой роста франчайзинга. По словам Олеси Ганжур, заместителя директора Фонда "Центр поддержки предпринимательства Калининградской области" по образовательно-консультационному блоку, "все участники показали настолько высокий уровень, что нам пришлось расширить правила акселератора и оставить в финале не пять, а семь проектов". Среди финалистов - Шоколадная фабрика Калашниковой, специализирующаяся на приготовлении десертов быстрой заморозки, студия испанского языка "Estudio", использующая методику раннего развития и обучения через игру, салон красоты "Шевелюра", мебельный салон Cinno Cillini. Первое место занял Максим Караваев со своим проектом стрит-фуд ресторана KARL, второе - Андрей Козловский с фудтраками GYROZZ GORILLOZ, третье место - Оксана и Валерий Красновы с центрами массажа Time SPA.

Фото: "Франчайзинг-Интеллект"

Особенность франчайзинга как модели бизнеса состоит в том, что он в значительной мере основан на распоряжении интеллектуальной собственностью. Заключая договор с франчайзи, франчайзер фактически предоставляет ему права на использование интеллектуальной "начинки" своего дела: технологии производства, бизнес-методы, дизайн и, разумеется, товарный знак. Успех франшизы зависит, с одной стороны, от того, насколько активно пользователь сможет распорядится полученными правами, а с другой - от того, насколько будут защищены права франчайзера. Для последнего один из основных рисков состоит в том, что франчайзи воспользуется его технологией, дизайном, бизнес-подходом и откроет собственное предприятие. Во многом потому, что рынок интеллектуальных прав в нашей стране развит слабо, франчайзеры остро нуждаются в дополнительной юридической подготовке. Объем договоров коммерческой концессии зачастую составляет десятки страниц, и в отсутствие специальных знаний начинающие создатели франшиз часто терпят фиаско. Эту проблему, среди прочих, решают такие программы, как "Акселератор по созданию франшиз. Масштабирование бизнеса", поскольку победителям акселератора вручается приз - разработка индивидуального договора коммерческой концессии.