24.11.2021 15:03
    Рубрика:

    Выставка Бахрушинского музея к юбилею Достоевского: Почему чуда не произошло

    Люблю театр с детства. Каждая моя поездка в Москву - ожидание чуда встречи с театром. Вечером спектакли, а днем - мой любимый Бахрушинский музей. Там я пропадала часами. Выходила в уютные московские дворики музея на Павелецкой и его филиалов - Музея Островского на Ордынке, Музея Щепкина у Олимпийского дворца спорта. Опять возвращалась в залы экспозиций и выставок.
    Предоставлено Бахрушинским музеем
    Предоставлено Бахрушинским музеем

    Мне посчастливилось видеть уникальные проекты Бахрушинского музея. До сих пор вспоминаю юбилейную выставку "Чехов". Какое неожиданное решение. Это был рассказ, выстроенный при помощи современных черно-белых фотографий. Выставка читалась как посвящение судьбе Чехова. Нам показывали те места, где он жил или где ему довелось бывать - Таганрог, Москва, Мелихово, Санкт-Петербург, Сахалин, Ялта, наконец, Баденвейлер. Это была не мемориальная с привычными нам мифологемами, а художественная экспозиция. Это был взгляд моих современников - кураторов проекта - на путь великого драматурга из сегодняшнего дня. Черно-белые фотографии были выполнены таким образом, что было трудно определить их принадлежность к XX веку или веку XXI-му. Это был путь Чехова к Театру, и дорога ведущая нас, посетителей выставки, к особенному залу - в нем были представлены самые яркие постановки пьес Чехова через эскизы декораций и костюмов, выполненные выдающимися мастерами сценографии. И все это богатство - коллекция Театрального музея! Выставку хотелось смотреть еще и еще. И я возвращалась, открывая новые образы, смыслы. А какие эмоциональные по настроению и глубокие по смыслу выставка, посвященная легендарному спектаклю Мейерхольда - Головина "Маскарад" в Александринском Императорском театре, поставленном в 1917 году, и выставка ко Дню Победы "Театрально-фронтовые дневники". Каждая осталась в памяти и о каждой я могла бы написать свои впечатления. Список может быть продолжен…

    Сцена. Смоктуновский И.М. в роли князя Мышкина, Доронина Т.В. в роли Настасьи Филипповны Фото: Предоставлено Бахрушинским музеем

    Я живу в Великом Новгороде. В последнее время из-за пандемии и ограничений давно не была в Москве. И вот радость! Читаю, что в моем родном городе, где драматический театр носит имя Достоевского, в 200-летний юбилей писателя пройдет XXV Международный театральный фестиваль Ф.М. Достоевского. Жду с нетерпением. Изучаю программу фестиваля. Не верю своим глазам. В Новгородском объединенном музее-заповеднике мой любимый Бахрушинский музей представит выставку "Федор Достоевский и театр". Жду открытия выставки. Решила - на вернисаж не пойду. Там всегда излишняя суета, а я люблю тишину музейных залов, которая располагает к созерцанию. Чем удивит меня сокровищница театральных раритетов? Мне посчастливилось видеть легендарные спектакли Товстоногова, Фоменко, Любимова, Додина. Какое слово скажет музей о великом Достоевском в год его 200-летия, как осмыслит творчество писателя, не написавшего ни одной пьесы, но являющегося одним из лидеров в мировом репертуаре?

    Чуда не произошло. Что случилось с Бахрушинским музеем?! Меня ждала встреча не с эпохальной экспозицией (все-таки юбилей, да еще какой!), а, другой фразы не подберу, наспех сляпанная выставка для заштатного красного уголка. Первое ощущение от пространства - холод, отсутствие живой энергии куратора. А был ли он, куратор? Об этом ничего не сказано в текстовом материале к выставке. Странная логика, вызывающая недоумение по меньшей мере, - начать рассказ не о последнем романе писателя "Братья Карамазовы", который стал первым опытом инсценировки прозы в истории режиссерского театра (в 1910 году спектакль был поставлен на сцене Художественного театра В.И. Немировичем Данченко и В.В. Лужским), а с более поздних постановок ранних повестей и рассказов… Меня всегда восхищало умение музейных служителей выстроить связи музейных предметов, относящихся к разным эпохам, заставить экспонаты "заговорить", открыть нам, посетителям, смыслы театрального таинства. К величайшему моему сожалению - это не о новгородской выставке Бахрушинского музея. Сколько уникальных материалов, связанных с этой темой в запасниках музея. Материалов, отражающих знаковые постановки произведений Федора Михайловича на русской сцене. Где они? Когда-то я была очарована макетом Давида Боровского к "Преступлению и наказанию" в Театре на Таганке, который хранится в музее Бахрушина. Где он? Такое ощущение, что те, кто наспех отобрал экспонаты для новгородской выставки, не только не понимают значение этой работы, но не подозревают о его существовании.

    Я внимательно читала материалы, опубликованные в СМИ о том, что происходит в настоящее время в Бахрушинском музее в связи со сменой руководства, о массовых увольнениях и добровольном уходе профессионалов. Грустно… Выставка, так разочаровавшая меня формализмом, равнодушием и небрежностью - непозволительными в отношении к такому таланту, каким является для нас Достоевский, - свидетельство неблагополучия Театрального музея имени Бахрушина сегодня.

    Эскиз афиши Бархин С.М. Фото: Предоставлено Бахрушинским музеем
    Поделиться: