Этот лайнер в первый же день открытия авиасалона Dubai Airshow 2021 - в воскресенье 14 ноября - принял участие в летной программе. И поднимался в воздух каждый день, демонстрируя прекрасные летные характеристики, которые стали возможны только благодаря двигателю ПД-14. Объективно именно этот мотор стал главной сенсацией Dubai Airshow 2021. И вот почему.
Создавать современные газотурбинные авиадвигатели могут себе позволить далеко не все развитые страны. Советский Союз такую возможность имел. После развала СССР авиационное двигателестроение пришло в упадок. Правда, для военной авиации мы что-то еще делали и делаем.
Но надо сказать, что авиамоторы для истребителей и бомбардировщиков, как ни странно, сделать проще, чем для гражданских самолетов. Во-первых, для боевой машины не столь критичны экономичность и низкая конечная стоимость продукта, как для мирной техники. Во-вторых, ресурс современных турбореактивных гражданских двигателей и их надежность должны быть гораздо выше, чем у аналогов военного назначения. Особенно если двигатель проходится сертифицировать под международные требования, к примеру, Европейского агентства по безопасности полетов.
Подавляющее большинство современных двухконтурных турбореактивных двигателей в России уходят своими корнями в советское прошлое. Единственным турбореактивным двухконтурным авиадвигателем, разработанным для гражданского сектора в России с чистого листа, стал именно ПД-14. Техзадание на мотор пермские моторостроители получили в конце 2007 года, а спустя 11 лет Объединенная двигателестроительная корпорация (ОДК) заключила контракт на производство ПД-14 для лайнера МС-21. И это означало, что Россия возвращается на мировой рынок самых высоких авиационных технологий.
В рамках работы над этим двигателем Всероссийский институт авиационных материалов разработал для внедрения в ПД-14 двадцать новых материалов. Практически с нуля были созданы 16 новых критических технологий, которые, как уверены специалисты, в будущем станут основой производства новых авиамоторов. В частности, на турбинах высокого давления стоят монокристаллические лопатки, способные работать при температурах, превышающих 1700 градусов. И что немаловажно, все комплектующие - российские.
Планируется, что ПД-14 станет головным двигателем целого семейства перспективных гражданских турбовентиляторных двигателей поколения 5 и 5+ с тягой от 9 до 18 тонн. Сообщается, что Центр аддитивных технологий госкорпорации Ростех уже приступил к серийной 3D-печати деталей для ПД-14. До 2024 года планируется изготовить не менее двух тысяч элементов топливной системы двигателя.
Благодаря промышленной 3D-печати возможно сократить срок изготовления отдельных комплектующих с шести месяцев до трех недель. Кроме того, комплектующие, изготовленные аддитивным способом, отличаются меньшей массой при сохранении функциональных свойств. Это позволяет повысить полезную нагрузку и улучшить другие характеристики воздушных судов.
В ОДК также ведутся работы по созданию мощного двигателя ПД-35 с тягой на взлете от 20 до 50 тонн.