В Берлине отменили классический балет из-за обвинений в расизме

Немецкие зрители, мечтавшие увидеть классическую постановку "Щелкунчика" на сцене Государственного балета Берлина, неожиданно остались без рождественской истории от Гофмана и Чайковского. А все потому, что худрук труппы и ее коллеги разглядели в оригинальной сценографии "признаки расизма и дискриминации", а также "стереотипной трактовки неевропейских персонажей". Об этом пишет газета Bild.
REUTERS

Образы, созданные почти 130 лет назад Мариусом Петипа и Львом Ивановым для сцены Мариинского театра и бережно реконструированные современными балетмейстерами Юрием Бурлакой и Василием Медведевым, якобы "не соответствуют духу постколониальной эпохи".

О том, что постановку пришлось "временно" снять с репертуара, изданию рассказала исполняющая обязанности руководителя Берлинского балета Кристиане Теобальд. По ее мнению, некоторые образы решительно нельзя показывать современному немецкому зрителю "без сопутствующих разъяснений".

Например, во втором акте "Щелкунчика" на сцене появляются двое детей, загримированных под темнокожих. Но требования политкорректности не считаются с условностями жанра. Якобы сегодня труппа "не может танцевать так, как это представлял себе Петипа в 1892 году", считает фрау Теобальд. Так что еще шесть лет назад постановщикам пришлось переделать сценку из-за жалоб неких ценителей искусства тонкой душевной организации. Теперь труппа восстала против восточного танца с наложницами гарема, услаждающими взор господина, опять же с коричневым гримом (тут сразу и "расизм", и "сексизм"). "Крамолой" посчитали и китайский танец, который артистам предписано исполнять "мелкими семенящими шажками".

Впрочем, даже руководство Берлинского балета признает: переписывание образов означало бы вторжение в исторический материал, что недопустимо. Поэтому совершенно непонятно, как там собираются "скорректировать" постановку, которая обошлась учреждению в полтора миллиона евро. Пока же "Щелкунчика" заменили другим замечательным, но совсем не новогодним балетом - "Дон Кихот". Впрочем, и с ним уже начались проблемы, ведь в либретто фигурируют цыгане, а это слово считается у немцев "дискриминационным".

Поэтому руководство на полном серьезе запустило консультации с представителями синти и рома. Кстати, случай с "Щелкунчиком" далеко не единичный. Год назад в том же Берлинском балете разразился скандал с танцовщицей Хлоей Лопес Гомес - француженкой с корнями из Алжира и Кабо-Верде. Она обвинила балетмейстера в "унижениях" из-за требований наносить белый грим в другом знаменитом балете Петра Ильича Чайковского - "Лебедином озере". Хотя требование это распространялось на всех без исключения балерин, танцующих белых лебедей, для усиления сценического эффекта. К тому же весь балет построен на антитезе черных и белых образов, не имевших во времена Чайковского (да и сейчас) никакой расовой подоплеки. Искусствоведы сокрушаются: так европейцы рискуют похоронить всю сценографию классического балета.

Даже руководство Берлинского балета признает: переписывание образов означало бы вторжение в исторический материал

Самоцензура проникла и в уличные праздники, для которых веками не существовало табу. Так, в городе Фульда (земля Гессен) комитет местного карнавала распорядился не допускать к шествиям на Масленицу ряженых в негритянских образах. Участникам процессии нельзя перекрашиваться в черный цвет, заворачиваться в леопардовые шкуры и украшать себя костяными бусами. А в некоторых детсадах отменили костюмированные утренники, чтобы малыши не играли в "вождей краснокожих" с традиционными масками и перьями.