Сегодня в финской Руке стартует Кубок мира-2021/22. Хотя в нынешнем сезоне ценность этого турнира не так высока: все-таки главные старты пройдут в феврале на Олимпийских играх в Пекине. О том, в какой готовности подходит к сезону наша команда, о подготовке к Олимпиаде и о многом другом "РГ" рассказала президент Федерации лыжных гонок России и главный тренер сборной Елена Вяльбе.
На прошлой неделе прошли контрольные старты и отборочные гонки в сборную России на первый этап Кубка мира. Были неожиданности?
Елена Вяльбе: Все показали примерно то, что мы от них ожидали. Если вы посмотрите результаты, то какого-то провала по скорости у ребят вы не увидите. Но большая часть команды нам была понятна заранее: костяк составлялся, как это происходило и ранее, на основе выступлений в прошлом сезоне.
В состав сборной вошел Александр Большунов. Но много говорилось о том, что он, скорее всего, пропустит ноябрьские старты. Та форма, которую он показал, - неожиданность?
Елена Вяльбе: Нет. В Финляндии Большунов проделал гигантский объем работы. За три недели он набегал полторы тысячи километров. Это очень много. И потом, вы знаете, Саша очень любит соревноваться. Можно сколько угодно тренироваться, но лучшая скоростная работа - это непосредственно гонки.
Старший тренер сборной Юрий Бородавко заявил, что Большунов уже отобрался на Олимпиаду решением президента ФЛГР.
Елена Вяльбе: Я озвучила свое предложение на тренерском совете и возражений не услышала. На самом деле это было что-то вроде нашей поддержки Большунову. Тем более, тогда еще не было ясно, как быстро будет восстанавливаться Александр, в каком состоянии подойдет к первым стартам. Понятно, вряд ли кто сомневается, что Саша квалифицировался бы на Олимпиаду. Но нам было важно показать, что мы изначально рассчитываем на него, чтобы он мог спокойно готовиться к Пекину.
Рассуждая о проблемах Большунова со здоровьем, норвежцы как один вспоминают Пхёнчхан-2018, куда Саша приехал после тяжелой болезни и взял кучу медалей...
Елена Вяльбе: Саша идет через тернии к звездам. Ничто не дается ему легко. Он болел перед юниорским чемпионатом мира, болел перед Пхёнчханом. Вот сейчас возникла эта проблема. Тогда, в 2018 году, основная сложность заключалась в том, что Большунов заболел незадолго до Олимпийских игр. И было непонятно, в какой форме он будет в Корее. Сейчас у него все же есть время. Хотя было бы лучше, если бы все его проблемы закончились еще в мае.
Сейчас в сборной России есть человек, который хотя бы по потенциалу может сравниться с Большуновым?
Елена Вяльбе: Я вообще не люблю сравнения. Все-таки Большунов - это уникум. Но мне кажется, все шансы стать суперзвездой есть у Александра Терентьева. Он бегает и спринт, и дистанционные классические и коньковые дисциплины, что мне в нем очень импонирует. И везде он может добиваться результата. Очень хорошую гонку способен провести Якимушкин. Многого мы ждем от Сергея Ардашева. Все-таки он наш золотой медалист молодежного чемпионата мира. Жаль, что прошлый сезон у него выпал из-за коронавируса. И конечно, я не могу не сказать о Сереге Устюгове. По своим талантам, возможностям он ведь тоже уникум. Но мне кажется, его подкосила вся эта олимпийская история. Сначала в Сочи он приехал молодым, талантливым, но попал в обиднейший завал в спринтерской гонке. А на следующую Олимпиаду он не получил приглашение, и это стало ударом для него. Мне кажется, Серега понимает, что грядущий год может стать моментом истины. И сейчас важно правильно отнестись к выбору дистанций, на которых он может соревноваться. Спринтерские гонки - да, эстафета - да, "пятнашку" можно обсудить, но стоит ли бежать ему длинные дистанции? Я бы на его месте подумала. Еще есть Денис Спицов, но у него проблемы, скорее, психологического характера: трудно настроиться на победу.
У мужчин вы назвали целых двух уникумов. А у женщин есть такие спортсменки?
Елена Вяльбе: Есть сильные лыжницы, те же Непряева, Ступак, Сорина, но насчет уникума... Терезы Йохауг у нас нет.
Названные вами девушки - главные забойщицы. За кем нам следить еще?
Елена Вяльбе: Например, ждем дальнейшего прогресса от Яны Кирпиченко. Впервые взяли в команду Анастасию Рыгалину, хотя ей 25 лет. Хотим посмотреть, как она себя проявит.
В межсезонье в Швеции затронули вопрос медицинских проблем у лыжниц, связанных с расстройством пищевого поведения. А как у нас ?
Елена Вяльбе: У нас, наоборот, проблемы со сбросом лишнего веса. Если серьезно, мне кажется, тут сильно влияние медийного пространства, которое утверждает стандарты красоты. Но если у тебя кожа да кости, то откуда ты возьмешь силы бежать? Да, есть худенькая Тереза Йохауг, но у нее от природы такая конституция тела.
Юрий Бородавко позволил себе публично высказаться о лишнем весе у Непряевой, и это сразу вызвало шквал возмущения в Норвегии. Мол, публично нельзя так говорить. Вы что думаете по этому вопросу?
Елена Вяльбе: Вообще, бывает, я ей тоже прямо об этом говорю. Но знаете, у Наташи такой характер, что ей иногда нужен втык, может, даже публичного характера, чтобы она поплакала и начала работать над собой. Я все это говорю, потому что с Натальи спрос особый: быть может, на своем максимуме она сейчас одна из немногих, кто способен бороться с Йохауг. А что там думают норвежцы, меня не сильно интересует.
В качестве президента ФЛГР вы начинаете свой третий олимпийский цикл. Насколько ощутим отпечаток ковида в процессе подготовки?
Елена Вяльбе: Если говорить о ковиде, мне кажется, сейчас как-то все стало спокойнее. Вот год назад было действительно нервно: непонятно, сможем поехать в ту или иную страну. И все равно мы почти ничего не пропустили. Сейчас все в этом плане гораздо проще, и оправдаться ковидными условиями в случае чего не получится.
Норвежец Клэбо, комментируя предстоящие олимпийские гонки, отметил, что придется нелегко. Гонки пройдут на большой высоте...
Елена Вяльбе: Олимпийские трассы всегда кажутся самыми сложными. Это и по своей карьере помню. Приехали в Альбервиль: какая тяжелая трасса! В Лиллехаммере - то же. Но правда в том, что все трассы примерно равны по сложности. Пекинская действительно на высоте. И я согласна с Клэбо, что восстановление на таких трассах - отдельная история.
В июне вы были избраны в совет Международной федерации лыжного спорта (FIS). Нет ли возможности, будучи там, повлиять на те же правила касательно обгонов, которые вы сами уже не раз критиковали?
Елена Вяльбе: Надо понимать, что Совет FIS не занимается разработкой этих правил. Мне вообще кажется абсурдным, что каждый год в правила вносятся какие-то поправки, уточнения. Я не понимаю, в чем прикол. Даже делегат или член жюри, который приезжает на соревнования, может не знать всех нюансов, потому что работает на одном этапе Кубка мира и все. В то же время обидно, что наши предложения, которые мы вносили в мае, даже не выносились на обсуждение. Но ничего: посмотрим, как будут работать принятые правила в этом сезоне, а потом вернемся к разговору.