Это самое резкое снижение за последние пять лет наблюдений компании. В допандемийном 2019 году эта доля составляла 55%. Тренд прослеживается в большинстве крупных категорий товаров повседневного спроса, что говорит о масштабных процессах на рынке, а не о точечных изменениях в определенных сегментах, считает директор по аналитике и консалтингу NielsenIQ Россия Марина Волкова.
Основными драйверами снижения доли промопродаж стали продукты - доля продаж со скидками снизилась на 5,8 процентных пункта до 48,1%. Особое влияние оказывает улучшение ситуации в алкогольных категориях (пиве, водке, бренди, виски), воде и пастеризованном молоке, а также соках, энергетиках, чипсах.
В непродовольственных категорий доля промопродаж традиционно выше. В них снижение в третьем квартале составило 2 процентных пункта до 55,4%. Значительный вклад в динамику вносят категории стиральных порошков, шампуней, подгузников и дезодорантов.
В целом наибольшая доля продаж со скидками (в денежном выражении) наблюдаются в таких категориях, как кондиционеры для белья (89%), стиральные порошки (75%), средства для мытья посуды (73%), творожные десерты (71%), йогурты ложковые (66%), йогурты питьевые (66%), напитки из сока и молока (64%), средства личной гигиены (64%), еда для кошек (64%).
В компании отмечают несколько причин такого резкого снижения доли продаж товаров повседневного спроса со скидками. Во-первых, сказывается сезонность. Во-вторых, ретейлеры переходят к стратегии постоянно низких цен. В-третьих, покупатели переключаются на поиск скидок в онлайн-магазинах. Кроме того, повлияла инфляция. Производители пытаются увеличить прибыльность в условиях роста себестоимости продукции (в основном из-за увеличения стоимости упаковки и сырья), а ритейлеры - сокращают инвестиции в скидки ради сохранения маржинальности в условиях снижения трафика, поясняют в NielsenIQ.
"Скидки - один из самых результативных инструментов увеличения продаж, однако традиционное представление о нем трансформируется в перспективе нескольких лет за счет развития сегмента собственных торговых марок ритейлеров, усиления роли дискаунтеров и конкуренции крупных игроков, которые активно запускают сервисы подписок, кэшбеков, персонализированные скидки на основе программ лояльности, кобрендинговые банковские продукты и другие механики работы с промо", - говорит Марина Волкова.