Часть лечебной минералки может оказаться вне закона

С нового года железосодержащая минеральная вода или, например, радоновые ванны могут оказаться вне закона. У техрегламента о безопасности упакованной питьевой воды, включая природную минеральную воду, 31 декабря 2021 года заканчивается переходный период. А по новым требованиям нормативы содержания марганца и радионуклидов предельно ужесточены. Бизнес и наука говорят, что для лечебной минералки выполнить эти требования невозможно без потери лечебных свойств.
РИА Новости

На публичное обсуждение вынесен проект решения коллегии Европейской экономической комиссии (ЕЭК), по которому для лечебно-столовой и лечебной минеральной воды с содержанием бора скорректированы верхние границы содержания этого микроэлемента: для лечебно-столовой - с 60 мг/дм[3] до 100 мг/дм[3], для лечебной снято ограничение в 100 мг/дм[3]. Помимо этого, для плавного перехода на новые требования продлен переходный период для производителей - с 1 января до 7 мая 2022 года. А выпущенную до вступления в силу техрегламента разрешается выпускать по старым требованиям до 1 декабря 2022 года.

Для российских вод повышенное содержание бора нехарактерно, изменение было принято по инициативе Армении, все остальные страны поддержали это изменение, пояснил президент Союзнапитков Максим Новиков. А для российских производителей минеральной воды принципиальным остается вопрос содержания марганца и радионуклидов. Бизнес еще год назад выступал с предложениями о смягчении норм. Но по этим микроэлементам изменений пока не принято.

"Основной риск - это нормирование марганца для лечебных и лечебно-столовых минеральных вод. Содержание этого элемента в воде с природным повышенным содержанием марганца технологически невозможно снизить, не применяя при этом жесткие способы очистки, которые ведут к изменению состава вод. Это не допускается по новому техрегламенту", - говорит Новиков.

Для вод с повышенным содержанием радионуклидов проблема та же - применение жестких способов очистки позволяет снизить их уровень, но изменяет природный состав минеральных вод, это запрещается техрегламентом, рассказывает эксперт.

Марганец в минеральной воде не присутствует один и идет в паре с железом. Железистые воды полезны в том числе для людей с железодефицитной анемией. Такие воды в России есть на Дальнем Востоке, в Ленинградской области, Железноводске, и они уникальны по своим лечебным свойствам, говорит ведущий научный сотрудник ВНИИ пивоваренной, безалкогольной и винодельческой промышленности Елена Севостьянова. Но в техрегламенте установлены нормы для питьевой воды на уровне 0,4 мг на литр с расчетом, что выпить такой воды можно 3 литра в сутки. Другое дело - с минералкой. Железистые при всем желании не выпьешь 3 литра в сутки - они очень специфические на вкус.

То же самое с водой, содержащей повышенное количество радионуклидов. Такие лечебно-столовые и лечебные воды используются для профилактики или лечения желудочно-кишечного тракта и других заболеваний. Например, "Славяновская" или "Ессентуки-17" содержат повышенную альфа-радиоактивность. И те же радоновые ванны - тоже источник повышенных радионуклидов. Но они не пьются в таких же объемах, как питьевая, уже потому, что они сильно соленые.

Нужно отсрочить вступление в силу техрегламента, чтобы внести послабления для минералки, в противном случае около трети российских предприятий могут просто встать, прогнозируют эксперты. Впрочем, по словам Новикова, такие изменения запланированы. "Сейчас работает межгосударственная рабочая группа, которая рассматривает вопрос с наличием технологически невыполнимых требований технического регламента и подходами к их нормированию и контролю", - говорит Новиков.