Как отметила директор по портовым и железнодорожным проектам УГМК Ирина Ольховская, в стране существует избыток портовых мощностей, при этом в 2021 году представители почти всех отраслей экономики столкнулись с дефицитом пропускной способности железных дорог.
Заместитель генерального директора РЖД Алексей Шило также признает, что темпы развития железнодорожной инфраструктуры отстают от портов. Однако, по его словам, это во многом связано с тарифами на перевозки, заложенными в долгосрочной программе развития (ДПР) корпорации. С момента утверждения ДПР экономические реалии серьезно изменились, и предвидеть эти изменения не мог никто. В первую очередь это касается роста цен в промышленности. В частности, на 2021 год в бюджете компании закладывалось индексирование цен производителей на 2,8 процента и топлива - на 3 процента. В реальности же по состоянию на начало ноября производители подняли цены более чем на 19 процентов, а топливо подорожало почти на 45 процентов. Упали объемы грузоперевозки, что не могло не сказаться на уровне инвестиций в инфраструктуру.
Отразится ли это на перспективах экономического развития Мурманской области, которые в значительной мере связаны с проектом Мурманского транспортного узла и перевалкой через него больших объемов угля? Напомним, ключевым объектом МТУ является порт Лавна с угольным терминалом, строительство которого обсуждалось еще в 2011 году и было сопряжено с массой трудностей. Сроки сдачи объекта многократно переносились. Падение цен на данный вид топлива, которое наблюдалось в последние несколько лет, ставило проект под угрозу срыва из-за неясностей с грузовой базой.
Однако в 2021 году проект обрел второе дыхание. В августе был подписан договор на перевалку угля на принципах take-or-pay (когда объемы и цены оговариваются сторонами заранее), благодаря которому возникли перспективы грузовой базы в объеме 18 миллионов тонн угля в год до 2043 года. Как отметили в правительстве Мурманской области, это первый для российского рынка опыт, когда take-or-pay заключается на столь длительный период в отношении еще не построенного терминала.
- В сентябре возобновилось активное строительство после перерыва, вызванного пандемией. Сроки ввода объектов синхронизированы со всеми сторонами. Мы рассчитываем начать перевалку в 2023 году, - рассказал глава "Государственной транспортной лизинговой компании" (ГТЛК) Евгений Дитрих.
На первом этапе предполагается достроить угольный терминал. Глубоководный причал длиной 660 метров будет способен принимать одновременно два крупнотоннажных балкера дедвейтом от 20 до 150 тысяч тонн. Второй этап подразумевает строительство контейнерного терминала для перевалки контейнеров и генеральных грузов. Будущий перевалочный комплекс позволит региону получить до 2043 года более 60 миллиардов рублей налогов и создать около 10 тысяч новых рабочих мест. Также на западном берегу предполагается запустить строительство терминала "Тулома" для перевалки минеральных удобрений. Но все это зависит от того, будет ли своевременно сдана железнодорожная ветка от станции Выходной до порта Лавна на западном берегу Кольского залива, которая должна "подключить" мощности МТУ к Октябрьской железной дороге. По словам Евгения Дитриха, ее строительство должно быть завершено в 2023 году.
- Я надеюсь, что это произойдет, поскольку ветка от Выходного до Лавны - залог развития порта Мурманск, - считает Михаил Григорьев, директор консультационной компании "Гекон", член научного совета при Совете Безопасности РФ. - И подписание договора take-or-pay - очень значительный шаг в данном направлении, который можно только приветствовать. Об этом можно говорить как о редком случае, когда вся цепочка, начиная от грузовой базы и заканчивая мощностями отгрузки, выглядит вполне осмысленной. Неоднократно заявлялось о том, что объемы железнодорожных перевозок в этом направлении предполагается поэтапно довести до 100 миллионов тонн. Мне этот план не кажется реальным, но более 20 миллионов тонн перевалка составить может.
Контейнерная линия появится лишь в одном случае - если будет что возить и куда возить. Пока в этом отношении нет никакой определенности, отмечает эксперт. Относительно угля уверенности гораздо больше. Для небольших угледобывающих компаний восточные порты перевалки заперты, туда их не пустят предприятия-конкуренты, которые зачастую являются владельцами терминалов. Поэтому небольшим компаниям проще вывозить свой уголь через Мурманск. Сегодня рыночная конъюнктура выглядит выгодной для производителей угля. Здесь складывается противоречивая ситуация: снижение спроса китайских производителей стали на уголь может сбить его цену, а с другой - рост цен на газ поддерживает рост цен на уголь, так как энергетический кризис не пройден и дефицит газа частично покрывается за счет угля.
Чтобы "транспортные" перспективы Заполярья сбылись, необходимо решить еще одну задачу - повысить пропускную способность Октябрьской железной дороги. И эта работа ведется.
К 2023 году предполагается завершить работы по усилению пропускной и провозной способности линии Волховстрой - Мурманск именно под перспективные грузопотоки в адрес Мурманского транспортного узла и доставку грузов к порту Лавна. Проект предполагает строительство вторых главных путей на лимитирующих перегонах блокпост 1340-й километр - Лапландия и Лапландия - Пулозеро, строительство второго пути на участке Нефелиновые Пески - Хибины, удлинение приемоотправочных путей станций Тайбола, Кандалакша, Кемь, Нигозеро, Чупа, реконструкцию станций Апатиты и Беломорск, строительство вторых путей на семи участках, реконструкцию 12 станций и восстановление одного разъезда. Как подчеркнул губернатор Мурманской области Андрей Чибис, Мурманский транспортный узел приобретает реальные очертания.