"РЖД введено ограничение на погрузку в адрес этих погранпереходов. На сети железных дорог находится 6,2 тыс. вагонов с грузами, подпадающими под ограничения", - уведомили отправителей грузов в компании.
В РЖД пояснили "РГ", что эти составы в основном везут уголь, лес, руду.
Срочное сообщение поступило от китайской стороны. Из него следует, что погранпереходы прекращают прием всех грузов, кроме контейнерных, с 30 ноября и 1 декабря. При этом о сроках возобновления приема грузов не сообщается.
В РЖД заверили, что готовы оказать клиентам необходимую поддержку, в том числе по перенаправлению грузов. Товары можно будет перегрузить для дальнейшей транспортировки в контейнеры или отправить через морские порты морским транспортом. В ином случае придется вернуть груз.
В этой ситуации убытки могут понести российские экспортеры, за счет которых предполагалось восполнить нехватку финансирования инвестиционной программы РЖД. В компании ранее отмечали, что действующая система образования тарифов учитывает только изменение индекса потребительских цен и не учитывает рост цен в промышленности. Потому предлагали поменять систему, что означало бы отмену долгосрочного действия тарифов и их повышение.
Как отметил в беседе с "РГ" источник на логистическом рынке, представители грузообразующих секторов обеспокоены ростом тарифной нагрузки. "Так называемая кампания по коррекции сверхдоходов экспортеров стартовала в период взрывного роста спроса на металлы и энергоресурсы. Однако внешняя конъюнктура нестабильна. Можно ожидать оттока грузов на другие виды транспорта, что опять же приведет к падению доходов РЖД и формированию очередных дефицитов инвестпрограммы", - заметил он. Сложившаяся ситуация показала, что риски могут быть связаны и с неожиданным закрытием границ.