Конечно, лента будет ассоциироваться с подвигом Мересьева (настоящая фамилия героя Маресьев - не путать!), о котором в наше время каждый первоклашка знал, а хулиганы на своих гитарах на расхожий мотив напевали: "Отрежем, отрежем Мересьеву ноги! - Что вы, что вы! Я должен летать!" Тем более что Давлетьяров сравнительно недавно снял еще одни "А зори здесь тихие...". Вот и идет по знакомой дорожке. Там впереди еще много чего. Мелодрама "Два бойца" или мюзикл "В 6 часов вечера после войны". Кто-то фильмы раскрашивает, а кто-то переснимает...
Как я ошибался!
Вначале, как военный эксперт, я ловил каждую деталь. Ведь у наших современных картин про Великую Отечественную один недостаток - настоящей военной техники. Навесил фанеру на старичка Т-50, нарисовал кресты - и вот он фашистский танк ползет на наши окопы. Про оплошности с формой я и не говорю. Тут на удивление все четко. Форма настоящая. По военно-историческим клубам собрали реквизит. Кое-что подправили на компьютере. Даже легендарный грузовик вермахта "Опель Блиц" где-то раскопали. Раньше его роль, хоть и с отвращением, даже у великого Озерова играли перекрашенные "газоны".
И тут я понимаю, что фильм не про войну. Я перестаю следить за гусеницами, катками и лопастями штурмовика Ил-2. Да, Алексей Маресьев был истребителем. И упал на нашей территории. Но про все это забываешь. Как только задний стрелок Шота отправляет на льдине раненого командира Николая Комлева (его блестяще сыграл и даже не сыграл, а прожил Петр Федоров), а сам остается прикрывать от немецкой погони, все! К черту гусеницы и количество шпал на петлицах.
Природа была не только против летчика-героя. Она еще студила съемочную группу.
- Вы представляете, - вспоминает Петр Федоров, - я 17 дней ползу, а за мной 300 человек из группы мелкими перебежками. И все мерзнут. Доходило до 27! Поэтому и играть было не надо, когда прыгаешь в ледяную воду. И все эти дни я не брился, ел только брокколи. Похудел на 17 кило. Но это между нами. Это для образа.
Но вернемся к черно-белой классике. Хотите по гамбургскому счету, хотя при чем здесь Гамбург? "Повесть о настоящем человеке" 1948 года в кинотеатрах соберет три пенсионерских рубля. Хоть раскрашивай, хоть музыку Оксимирона накладывай.
Ну разве могли послевоенные командиры от киноискусства допустить трогательную и, по нашим меркам, целомудренную постельную сцену с очаровательной Анной Песковой? Причем снята она совершенно без пошлости, но с каким-то предчувствием большой беды. Как это было сыграно? Не знаю. Вот так, с первого дубля. Ведь за выгородкой сидел настоящий муж Анны сопродюсер картины Дмитрий Пристансков. В жизни, конечно, трагедии не случилось, а вот в картине это была последняя встреча перед вынужденной посадкой.
Продюсер, автор сценария и режиссер фильма Ренат Давлетьяров не любит, когда его детище сравнивают со старой картиной Александра Столпера:
- Повторяю, это не про Мересьева! Сколько вам говорить!
Но я не зря не спал всю ночь. В "ламповом" фильме Павел Кадочников с таким жаром говорит:
- Ну я же советский человек! - когда ему замечают, что летать без ног нельзя.
Давлетьяров решил все по-своему. Нет бравады и блеска в глазах. Есть жуткая по своей молчаливости решительность. Краски совершенно другие, блеклые, как в то время. Кстати, про краски. Анна Пескова шесть раз обесцвечивала волосы, чтобы войти в образ. Теперь ничего. Выросли новые, еще лучше.
Почему на фильм пойдет молодежь? А там такие бои, что любая компьютерная игра бледнеет в сторонке. В столперовском фильме соседи по палате называли Мересьева "ползун". Давлетьяровскому герою такое прозвище не дашь. Постоянная погоня. Напряжение. За капитаном Комлевым идет двойная охота. Хитрый обер-лейтенант Лемке (играет Роман Книжка) и наши отечественные волки. И те и другие жаждут крови. Кто ее первым напьется, не знал даже я. Хотя синопсис проще некуда.
С фашистами все ясно. Мы их победили. А что с голодными волками делать?
Пригласили дрессировщиков. Хотя волк не дрессируется априори.
- Сыграют пену у рта и волчий оскал? - спросил Ренат.
- Они постараются...
Ничего из этого не вышло. Волки игрались на свежем снегу словно тойтерьерчики. И тут Давлетьяров в соседней деревне увидал огромного Алабая. Привел его на площадку. Ренат даже не успел крикнуть "Мотор!", как с елок посыпался снег от настоящей волчьей ненависти. Так что клацанье зубов, пена из пасти и красные от крови глаза самые настоящие, волчьи.
Запомнился кузнец, который везет под сеном летчика, а сверху убитый Комлевым волк. Навстречу фашистский патруль. Видят заколотого зверя.
- Как же ты его победил?
А кузнец достает окровавленный кол и говорит:
- А вот этим.
Немцы в прострации:
- И мы пошли воевать против народа, который простой деревяшкой может убить зверя?
Зверя, конечно, били не деревяшкой. Из реки через 70 лет достали настоящий Ил-2, на котором летал Валентин Скопинцев. Его внук организовал экспедицию. И "старичок" поднялся в небо и сыграл свою роль. Конечно, в кадре жгли макет. Таких самолетов и в музее не сыщешь.
А вот кузнеца жалко. За то, что он спасал летчика и скрывал окруженцев, обер-лейтенант повесил на воротах всю его семью. А кузницу сжег. Хороший был кузнец (его играет Валерий Гришко). Интуитивно чувствую.
Фильм, конечно, стоило переснимать. Нет, не ради кассы. Просто Бориса Полевого давно никто не читает. Кроме Александра Матросова и Зои Космодемьянской молодежь никого и не знает. И то по похабным анекдотам. А действительно, зачем им это? У них гаджеты и посты. Распылилась память о Великой войне.
Я чуть было не написал в финале: просто хороший фильм. Немного банальный. Чем-то смахивает на американского "Выжившего", где тоже мужик по фамилии Гир, бродит по тайге все два часа экранного времени. И тоже, как в фильме "Небо" (про летчиков. Вышел на днях), все отдают честь герою. На этом бы и закончить, но черт возьми!
Давлетьяров молоток! Он посвятил свой фильм всем тем Маресьевым, которые без ног били фашиста. И вместо титров на фоне вечного, теперь уже мирного неба их фотографии и краткое описание подвига. 9 героев. 9 человек, которые нашли в себе силы стать на протезы и бить, бить фашиста. Вот тут я понял, что постарел. Как-то само собой увлажнились глаза. Я смотрел на проплывающие фото и понимал, что это мы. Сунься кто! Без рук, без ног, а то и с рогатиной наперевес...
Вот только досмотрит новое поколение до конца этот фильм? Или побегут очередь за колой занимать.