У интеграции евразийских народов может быть арктический вектор

В Якутске прошел межрегиональный форум движения "Новая Евразия - Арктический вектор". В его работе участвовали гости из Белоруссии, Москвы и Новосибирска, депутаты якутского Государственного Собрания Ил Тумэн, руководители министерств РС (Я).

Основной темой форума стали евразийское взаимодействие и культурная интеграция народов. Кроме того, обсуждались кластерный подход к развитию туризма, проблемы гражданской авиации в Арктике, обеспечение связанности труднодоступных территорий и другие вопросы.

Модераторами пленарного заседания на тему "Успешные кейсы взаимодействия исполнительной, законодательной власти, деятелей культуры, туризма и транспортной структуры" выступили председатель Верховного Совета движения "Новая Евразия", государственный советник Республики Саха (Якутия), худрук академического театра имени П.А. Ойунского Андрей Борисов и директор московского Центра Льва Гумилева Павел Зарифуллин.

Андрей Борисов заявил, что цель движения "Новая Евразия" - всемерно способствовать социальной, культурной, экономической и политической интеграции евразийских народов с общей исторической судьбой. Большинство населения постсоветского пространства выступает за восстановление утраченного единства, но до сих пор нет внятной объединительной концепции.

"Мы предлагаем вспомнить евразийскую доктрину и на новых этических принципах, привлекательных для народов, построить новую форму государственности, где субъектом выступают народы. Они имеют право на язык, образование, проживание, недра и безусловный базовый доход", - сказал Андрей Борисов.

По его мнению, геокультурное самоопределение народов Республики Саха связано с Арктикой. Крупнейший регион России, занимающий лидирующие позиции в арктическом пространстве Северной Евразии, может включиться в глобальные процессы, не теряя идентичности своих народов.

Белорусский политолог и философ, научный сотрудник Института философии национальной академии наук Беларуси Алексей Дзермант считает, что геокультурный, геополитический выбор сегодня как никогда актуален.

"Сибирь и Арктика представляют собой лабораторию будущего, которая важна не только для арктических территорий и России, но и для близких союзных государств, которые формируют новую Евразию. Центры экономического и культурного развития смещаются пока преимущественно в юго-восточную Азию, но там не будет расти потенциал северной Евразии. В этом случае Якутия может предложить союзникам соучастие в развитии. Хотелось бы видеть участие белорусов в этом большом проекте России. Евразийские корни у белорусов тоже есть. И не только через тюркский элемент - скифское влияние, это постоянное взаимодействие с востоком через Россию. Мы можем предложить одно - собственное развитие в огромном евразийском государстве. Это надо делать вместе с друзьями и братьями", - сказал Алексей Дзермант.

Сопредседатель Генерального Совета Ассамблеи народов Евразии, Посол доброй воли ЮНЕСКО Александра Очирова считает, что самое важное - это планетарное сознание. Повестка дня очень простая - понять, что нас объединяет и какие общие цели могут быть сформулированы. "Человеческие национальные ценности не имеют цены. Слава богу, есть люди, которые живут по этим наследственным кодам. Они делают все, чтобы сохранить ту духовность, с которой формировались народы и передают другим поколениям эти вечные ценности. Якутия в этом плане - одна из лидеров, потому что здесь есть все: и духовность, и традиции, и первые шаги к формированию планетарного сознания. В центре этого не самолеты, ледоколы, недра, а в первую очередь - Человек. Мир нуждается в новом ценностном подходе. Вложение в человеческий капитал сейчас - самое важное, самое выгодное, самое нравственное. Я верю в Якутию", - заявила Александра Очирова.

Тон в обсуждении темы "Кластерный подход как основа системного развития геокультурного туризма в Якутии" задала министр предпринимательства, торговли и туризма Якутии Ирина Высоких. Арктическая территория республики имеет уникальный туристический потенциал. По мнению министра, он может быть существенно увеличен за счет развития инфраструктуры: реконструкции аэропортов, ВПП, автодорог, строительства объектов размещения.

Председатель постоянного комитета Ил Тумэна по вопросам коренных малочисленных народов Севера и делам Арктики Елена Голомарева уверена, что сегодня необходимы новые подходы и оценки качества жизни северного человека, новые методы сохранения, и самое главное - развития потенциала коренных малочисленных народов.

"Республиканский закон о кочевой семье является уникальным документом. Он устанавливает статус и меры господдержки для сохранения и возрождения семейно-родовых традиций, уклада жизни оленеводов. Бережное, трепетное отношение северян к земле, воде, природе, неприятие хищничества и разрушения указывают путь, по которому надо следовать всему человечеству. Это особенно актуально сегодня в условиях всеобщего потепления, изменения климата и экологических катаклизмов. Нужно поставить во главу угла качество жизни Человека в Арктике, сделать политику по развитию арктической зоны РФ максимально социально ориентированной. Мы исходим из того, что социальный прогресс и стабильное развитие Арктики могут быть обеспечены только в рамках многополярного мира", - подчеркнула Елена Голомарева.

Председатель постоянного комитета Ил Тумэна по земельным отношениям, природным ресурсам и экологии Сахамин Афанасьев выступил на сессии "Обеспечение связанности труднодоступных территорий. Развитие гражданской авиации".

По словам народного депутата, плохо развитая сеть транспортных наземных коммуникаций сдерживает социально-экономическое развитие республики. Глобальное потепление значительно изменило сроки действия сезонных автомобильных дорог, интенсивность движения по ним увеличивается. Чтобы в короткие сроки завезти значительные объемы грузов, используется тяжеловесный автотранспорт. Для обеспечения безопасности его проезда необходимы дополнительные работы по намораживанию ледовых переправ и участков дорог.

Несвоевременная модернизация аэропортовой инфраструктуры приведет к транспортной изоляции районов республики, где отсутствует альтернативное круглогодичное транспортное сообщение. Сахамин Афанасьев предложил минпромторгу разработать программу некоммерческого лизинга легких воздушных судов для ДФО по аналогии с программой некоммерческого лизинга наземного пассажирского и морского транспорта на территориях Республики Крым и города Севастополя.