Речь о водке "Ханты" вовсе не местного разлива: ее производят в европейской зоне страны, а реализует в числе прочих крупнейший федеральный ретейлер. Напомним, что ханты - финно-угорский народ примерной численностью 31 тысяча человек. Свыше 90 процентов проживают в Югре и на Ямале. Волна возмущения поднялась с поста в соцсети Инессы Яунгад-Макаровой. Она сама горожанка - из Салехарда, но постоянно навещает родовое село Овгорт в Шурышкарском районе ЯНАО и гордится своими предками. Молодую женщину привело в гнев фото, присланное по электронной почте отцом. Он снял в магазине батарею бутылок названной марки: "Смотри-ка, дочка, что творят!"
"Что это? Неумелый маркетинговый ход? Насмешка над народом?.. Водка и так погубила большое количество ханты", - написала Инесса, и получила массу солидарных откликов. Пост понравился свыше 900 подписчикам салехардки. Слово "погубила", уточним, верно по отношению ко всем коренным народам Севера. По заключению Всемирной организации здравоохранения, в силу особого генетического склада представителей данных этносов у них критически быстро формируется алкогольная зависимость со всеми вытекающими отсюда последствиями.
- Называть спиртное именем народа, считаем, недопустимо. Равно как и использовать на этикетке национальный орнамент, носящий сакральный характер. Ханты расценивают это как унижение человеческого достоинства, - подчеркивает президент ассоциации, сенатор Григорий Ледков.
- Пока воочию не видел новоявленной "злодейки" - только фотографическое изображение. Неприятное, знаете ли, открытие. Возникают вопросы, в первую очередь в ракурсе этических норм, - говорит зампред Думы Югры, председатель Ассамблеи представителей коренных малочисленных народов Севера Еремей Айпин. Как прозаик он получил всероссийскую известность после выхода романа о трагических страницах истории ханты - "Божья матерь в кровавых снегах" и снятого на его основе полнометражного фильма.
Как выяснил корреспондент "РГ", товарный знак был зарегистрирован в 2017-м московским автодилером, и полгода назад с просьбой прекратить его охрану "как не используемого по назначению" обращался в суд ЛВЗ, базирующийся на южной территории РФ. Сей завод, оказывается, выпускает сейчас три разновидности одноименной водки, только последняя буква в названии другая: вместо "ы" - "а". Причем в аннотации производитель подчеркивает "общие корни с названием народа ханты". Собственно же "Ханты" запустил в оборот крупный алкогольный холдинг. Какой-то к нему нездоровый интерес у винокуров. Чем он вызван? Желанием расширить нишу сбыта в богатом нефтегазовом краю?
Имя того или иного региона спиртные напитки получают часто, но вот имя народа присвоено, похоже, впервые.
- Я не нашла аналогов. Представим, что появляются водки "ненцы", "манси", "мордва", "татары", "якуты", "чукчи", "чеченцы"... Абсурд и ужас! Кому такое понравится? Резкая реакция хантов объяснима, - размышляет филолог Евгения Дасина.
Юридически правильный ход в этой ситуации - обратиться в Палату по патентным спорам при Роспатенте, подсказывает начальник центра интеллектуальной собственности Уральской ТПП Татьяна Бабайлова.
- Но необходимо представить четко сформулированные аргументы против регистрации товарного знака, - поясняет она. - Если палата сочтет их обоснованными, не противоречащими нормам законодательства, то может принять решение о признании торговой марки недействительной - полностью или частично. Гражданский кодекс РФ предусматривает отказ в регистрации в случае противоречия товарного знака общественным интересам, принципам гуманности и морали. Экспертам отвечать на вопрос, имеется ли таковое.
- А если они дадут отрицательный ответ, то на нет и суда нет?
- Почему нет - есть. Однако суд - уже следующая инстанция для оспаривания.