Какой вклад может внести в развитие предпринимательского мышления университет?
Немного терминологии. В предпринимательстве есть несколько направлений: технологическое - когда в основе инновация. Интернет-предпринимательство - проект реализуется в ИТ-сфере. Социальное предпринимательство, когда цель - не прибыль, а реализация социально полезного проекта. Есть и традиционное предпринимательство, когда продукт и модель развития уже есть на рынке. Безусловно, невозможно заниматься предпринимательством, только сидя за партой. Поэтому нужны смелость и гибкость мышления, энергия, а также поддержка и принятие сообщества в случае неудачи.
И в университете встречаются одновременно молодость, энергия, готовность к риску, с одной стороны, и поддержка среды и сообщества - с другой.
Развитие предпринимательства на базе университетов - общая задача, требующая системного подхода. В зависимости от уровня погружения в тему необходимы разные инструменты: от простого глоссария и открытых мастер-классов до работы с развивающимися стартапами и инвестирования.
Сейчас модно строить экосистемы. Субъектами университетской экосистемы являются сначала студенты, выпускники, сотрудники, потом команды, а дальше проекты и стартапы. И в зависимости от уровня проработки предпринимательской идеи и наличия навыков - предлагаются разные программы.
Задача на первом и втором уровнях сформировать мировоззрение и компетенции в области предпринимательства. Поэтому вузам можно подумать о запуске курсов по предпринимательскому мышлению. Пока такого курса нет, мы делаем подборки материалов, единый сайт по предпринимательству, открытые мастер-классы и лекции. Здесь формируем мировоззрение и получаем студентов, информированных о возможностях.
На третьем уровне стоит задача научить формировать идею, продукт и уметь его тестировать. В Бизнес-инкубаторе НИУ ВШЭ проходит конкурс предпринимательских проектов HSE Startup Cup, есть онлайн-курс "Стартап-школа". Организовали сообщество HSE Startup Community, для резидентов доступна инкубационная программа.
Четвертый уровень - это когда будущие предприниматели чувствуют потенциал развивать проект. Здесь задача - воспитать навыки формирования сообщества партнеров и заказчиков. На этом уровне, например, можно готовить выпускную квалификационную работу в формате "Стартап как диплом". И здесь у нас есть акселерационные программы с бизнес-партнерами. Они готовы вложиться в стартапы.
Пятый уровень - это формирование навыка привлечения внешних ресурсов. Нужно научиться работать с инвесторами, фондами, помогать команде упаковывать результаты и выступать проводником в мир инвестиций.
Шестой уровень - масштабирование работы стартапа, у которого есть продажи. Задача - помочь проекту адаптироваться на новых рынках. Например, мы выбрали для себя направление Азии, в котором у нас есть уникальные компетенции и партнеры. Десантируем свои команды на время акселерации в команду стартапа и адаптируем продукт стартапа на рынках Кореи, Японии и Китая.
Седьмой уровень - это умение извлекать результат из своего стартапа, и тут вузы могут сопровождать процесс реализации долей в стартапах через механизм опционов.