В отделе реставрации ковров и тканей республиканского музея изобразительных искусств работают три специалиста - Джамиля Азиалова, Зайнаб Джангутаева и Жамилат Саидова. Они настоящие профессионалы, которые занимаются любимым делом не один десяток лет.
Ковры к ним поступают из музейных фондов. У каждого экземпляра своя история. Большинство изделий пополнили музейные хранилища после экспедиционных поездок ученых по дагестанским селам - государство выкупало у населения старинные и ценные изделия. А кто-то сам приносил ковры в музей.
Есть ковры обычные - сумахи - и двусторонние, которые еще называют килимы - сумах, супрадум, давагин. Многие названия теперь знают только специалисты.
За многолетнюю историю - для некоторых экземпляров она исчисляется несколькими людскими поколениями - ковры заметно потрепались. Особенно те, что стелили на пол. Их передают на реставрацию. Это тщательно отлаженная процедура - на каждый экземпляр работники музея заводят паспорт, где описывают размер, состояние и даже историю ковра, а также прилагают фотографию. После этого реставрационный совет принимает решение - провести полное восстановление или консервацию изделия. С этого момента к делу приступают мастерицы. Главная цель - предотвратить дальнейшие повреждения. Восстановленные фрагменты, незаметные на первый взгляд, при ближайшем рассмотрении отличаются либо по цвету, либо по структуре нитей. Важно, чтобы изменения не мешали целостному восприятию.
- Нитки мы подбираем сами. Используем натуральные красители и травы, которые собираем по всему Дагестану. У жителей узнаем старинные технологии крашения. Конечно, у нас есть свои секреты, - объясняет Джамиля Азиалова.
Искусственные краски, которые используют в современной текстильной промышленности, реставраторы принципиально не применяют. В ход идут полынь, душица, корень морены, индиго, ореховая скорлупа, луковая шелуха, барбарис, чистотел, кора дуба. Тогда цвет получается идеальный. Как говорит Зайнаб Джангутаева, восстановленные участки практически незаметны. Растительные красители не дают яркого и сочного цвета, их естественные и теплые тона идеально подходят для узоров старых ковров. Узор содержит символы, которые мастера привносили не для красоты, для того, чтобы передать тайные послания и сюжеты.
- Например, горизонтальная восьмерка символизирует знак бесконечности. Древо - это связь поколений, цветы - пожелание здоровья, треугольниками обычно обозначали людей, - рассказывает Жамилат Саидова.
Всего в дагестанском музее хранится около 500 ковров и 400 ковровых изделий. Место в залах ограничено, поэтому выставить такое количество экспонатов на всеобщее обозрение невозможно. Большинство изделий держат в специальных хранилищах. Там контролируют температуру и влажность, тщательно следят, чтобы не завелась моль и другие вредители. Два раза в год обрабатывают авиационным керосином.
В стенах музея женщины реставрируют только образцы народного промысла, поступившие из фондов. В свободное от основной работы время они принимают дома заказы от любителей старины.
- В зависимости от степени повреждения и размера ковра работа по реставрации может стоить от пяти тысяч рублей и более. Иногда требуется слишком масштабный и сложный ремонт. Тогда мы предлагаем перенести узор на холст. Либо объясняем человеку, что легче купить новый ковер, чем заниматься реставрацией старого, - говорит Джамиля Азиалова.
Сейчас ценителей антиквариата становится все меньше, сетуют реставраторы. Но это понятно, ведь, к примеру, с точки зрения музейной ценности стоимость старинного сумаха - безворсового ковра с крупными узорами - может доходить до 300 тысяч рублей. Но покупателя удастся найти не скоро, а предложит он цену в разы меньше.
- Пик популярности пришелся на 90-е годы. Тогда в Дагестане активно скупали старинные ковры, реставрировали их и вывозили на продажу в Турцию, где они пользовались спросом. Как-то раз коммерсант за работу над одним изделием заплатил мне 500 долларов, - вспоминает Зайнаб Джангутаева.
Как рассказывают мастерицы, дома они занимаются и кайтагской вышивкой. Это знаменитый дагестанский народный промысел. Название появилось благодаря этнографу Евгению Шиллингу, который в начале прошлого века провел десятки экспедиций по Кавказу. После одной из них он рассказал об обнаруженной в Кайтагском районе Дагестана уникальной вышивке. Ее выполняют по шелку или домотканому полотну.
- Где-то изображено фантастическое крылатое существо симург, на других тканях можно увидеть глаз, очаг, поля, дороги. Цена такой вышивки зависит от размера, сложности рисунка и ткани, с которой работал мастер, - шелк всегда дороже. Дома мы занимаемся этим в свое удовольствие, но строго по старинным образцам, соблюдая технику исполнения. Но если кто-то захочет купить, конечно, продадим, - поясняет Джамиля Азиалова.
Еще дома шьют сумки. К примеру, мужские и женские хурджины - перекидные сумки, сотканные ковровой техникой из разноцветных волокон. Несмотря на цену - мужские стоят 20-25 тысяч рублей, женские - 10-15 тысяч, они пользуются популярностью у местной богемы - художников, музыкантов и творческой интеллигенции.