В чем сенсационность? Во-первых, это ремейк культовой картины 1961 года, которая потрясла мир уже тем, что резко изменила весь пейзаж популярного тогда музыкального кино. Во-вторых, снять его взялся Стивен Спилберг, одно имя которого воспламенит воображение зрителя в любой точке планеты.
Это, конечно, повод вспомнить о том, чем было и чем стало музыкальное кино, какие у него бывают краски и оттенки, что в нем знаменито и что несправедливо забыто. И если в фильме "Золушка" Янина Жеймо спела две песенки - это уже мюзикл или просто фильм с песнями? И если в нашем кино сняли любимую театральными зрителями оперетту "Свадьба в Малиновке", то в чем разница между опереттой и мюзиклом?
Но начнем с сенсации месяца.
Стивен Спилберг - мастер кинофантастики. Его "Инопланетянин", его динозавры из "Парка юрского периода" - классика жанра фэнтези. Его "Челюсти" дали старт новому витку "кинокатастроф" - картин о природных явлениях, несущих угрозу человечеству. Второй пласт его творчества - трагические ленты, навеянные страшным опытом нашей истории: "Список Шиндлера", "Мюнхен", "Империя Солнца". Он снимал кино политическое: "Шпионский мост", "Секретное досье", "Линкольн". Снимал трагикомедии о столкновениях человека и бюрократической системы ("Терминал"), снимал эпос о войне ("Спасти рядового Райана").
Единственный жанр, куда не ступала его нога, - кино музыкальное. Теперь и этот Рубикон перейден: 9 декабря новая "Вестсайдская история" выходит на экраны. Ее будет особенно интересно сравнить с картиной 60-летней давности, когда-то взбудоражившей мир.
"Вестсайдская история" - это история современных Ромео и Джульетты. Вместо враждующих семейств Монтекки и Капулетти - две банды подростков, различающихся цветом кожи: белые американцы и смуглые горячие пуэрториканцы. И в этой буче непрерывной поножовщины вдруг рождается чудо: двое из воюющих кланов полюбили друг друга - американец Тони и пуэрториканка Мария.
Главное в "Вестсайдской истории" - не только фабула, но и энергетически заряженная музыка Леонарда Бернстайна, на которую хореограф Джером Роббинс поставил захватывающее танцевально-пластическое действо. Так возник один из главных шедевров киноистории, фильм стал одним из лидеров проката и срубил бесчисленное множество наград, включая десять "Оскаров". И, я думаю, перед тем как отправиться смотреть творение Спилберга, стоит пересмотреть этот фильм Роберта Уайза и Джерома Роббинса - к удовольствию от нового знакомства добавится азарт состязания кинематографических титанов двух веков.
Вы заметите принципиальные отличия. Спилберг окончательно отказался от свойственной жанру открытой театральности и максимально сблизил мюзикл с реалистической драмой. Законы новой политкорректности внесли свою лепту: так как белый актер, рискнувший загримироваться цветным, сегодня будет освистан, то всех смуглых героев играют актеры южноамериканского происхождения. И интересно, что Рита Морено, которая в фильме 1961 года играла огненную Аниту, снова снялась в этой истории, но уже в роли хозяйки бакалейной лавки Валентины. Натали Вуд в роли Марии и Ричарда Беймера (Тони) сменили 20-летняя дебютантка Рэйчел Зеглер колумбийского происхождения и 27-летний американец Энсел Элгорт. Хореограф новой версии - лауреат "Тони" Джастин Пек из New York City Ballet. Партитуру Бернстайна записал с Лос-Анджелесским филармоническим оркестром дирижер из Венесуэлы Густаво Дудамель. Все обрело новую динамику.
Можно не сомневаться, что новая "Вестсайдская история" станет одним из главных претендентов на премию "Оскар".
К "Вестсайдской истории" прямое касательство имеет Стивен Сондхайм, который был в команде создателей бродвейского спектакля: он писал стихи, драматург Артур Лорентс - пьесу, Леонард Бернстайн - музыку, Джером Роббинс ставил танцы. Шел 1957-й, Сондхайму было 27 лет. В дальнейшем он стал писать музыку для театра и вскоре прослыл человеком, который заново изобрел мюзикл: взамен традиционных песен и куплетов предложил структуры более сложные, считая своими предтечами классиков от Баха до Брамса и Стравинского. Его роль в мюзикле можно сравнить с реформаторской ролью Мусоргского в опере: оба сделали музыку более психологичной, приблизили ее к живой разговорной речи.
В англоязычном мире Сондхайм невероятно популярен, его произведения увенчаны премиями "Тони", он лауреат 8 "Грэмми", премии "Оскар" - за песню для фильма Уоррена Битти "Дик Трейси" в исполнении Мадонны, Пулитцеровской премии и Премии имени Лоуренса Оливье, его именем названы театры на Бродвее и в Лондоне. Многие его мюзиклы экранизированы - "Цыганка", "Смешное происшествие по дороге на форум", "Маленькая серенада", "Чем дальше в лес"... При этой всесветной славе в России его начали открывать только недавно: в Театре на Таганке поставили мюзикл "Суини Тодд: маньяк-парикмахер с Флит-стрит", в Екатеринбурге только что вышла премьера "Маленькой серенады" на водевильный сюжет фильма Ингмара Бергмана. А наши кинозрители помнят фильм Тима Бертона по тому же мюзиклу о Суини Тодде.
Там Джонни Депп в роли брадобрея-маньяка наносит точные удары бритвой в горло клиентам. А потом сваливает несчастных в подвал, где из них делают пирожки и угощают гостей кабачка, составившего на этих пирожках славу. Весь этот кошмар - акт мести героя за поруганную в юности любовь. Но на самом деле сюжет не слишком интересует режиссера. Для него форма - не сосуд для содержания, она и есть содержание, а фабула - лишь подходящее вместилище для нее. Макабрический сюжет с поруганной любовью и страшной местью нужен ему, чтобы развернуть картины мрачного диккенсовского Лондона в почти монохромном изображении. И гримы дать макабрические - как в опереточном аду. И поиграть в прелестную, наивную предрасположенность к ужасам. Чистой воды экзерсис, игра стилями, нервов щекотание. Это очень талантливо, и потому Тим Бертон - тот редкий режиссер, который ухитряется быть милым и для массовой публики, и для рафинированного артхауса. За роль, сыгранную Джонни Деппом, фильм "Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит" выдвигался на "Оскара".
...Полмесяца назад, 26 ноября, театры мира начали свои спектакли с минуты молчания: на 92-м году жизни и на вершине славы король мюзикла Стивен Сондхайм покинул этот мир. Возможно, перечисленные в этом тексте фильмы помогут вам лучше познакомиться с малоизвестным у нас музыкальным гением.
Опера родилась в Италии, оперетта - в Австро-Венгрии и Франции. Мюзикл - явление англоязычное, в континентальную Европу он проник из Англии и США. В Россию из Америки его привез Григорий Александров, который побывал в Голливуде, был покорен новым для него жанром и, вернувшись, снял первый советский мюзикл "Веселые ребята". Историю его создания, в частности, рассказывает сериал Виталия Москаленко "Орлова и Александров" - публике представлено много горького из закулисья нашего кино.
Вернув экранам великую музыку Дунаевского, авторы попытались воплотить не только историю любви и ревности с ее интригами, но и трагический фон, на котором творились нарядные, полные юмора и таланта музыкальные комедии. По мере взросления героев меняются не только они, но и политические обстоятельства. Вот "удаль молодая, невозможная" в эпизодах с рвущимися в искусство Александровым и Пырьевым (Анатолий Белый и Алексей Фатеев). Полный энтузиазма Эйзенштейн, которого Виталий Хаев изобразил в броской эстетике площадного театра. Сначала перед нами комедия, в ней легко и весело прозвучит тема: "когда б вы знали, из какого сора..." Но вот в почти водевильный ход событий вторгаются 37-й с его атмосферой подозрительности и слежки, тема тяжкой поступи тоталитаризма.
Из актерских удач - Николай Добрынин в роли Утесова, Юлия Рутберг в роли Раневской - двумя-тремя штрихами намечена суть уникальных личностей. В роли Орловой - Олеся Судзиловская, ей выпала задача все 16 серий просуществовать в образе звезды, которую публика изучила до каждого взмаха ресниц. К ней много вопросов, но в целом сериал вызывает благодарность за попытку рассказать о трагедии выживания, через которую прошли многие деятели театра и кино.
"Кутерьма". Реж. Майк Ли, 1999
Еще один интересный пример театрального мира, отразившегося в кино, - фильм британца Майка Ли Topsy-Turvy ("Кутерьма"). О драматурге Уильяме Гилберте и композиторе Артуре Салливане, которых называют прародителями мюзикла. Впрочем, они считали свои творения комическими операми.
Эти творения изумительны. С залихватскими, парадоксальными сюжетами. С восхитительной музыкой. У нас они почти неизвестны: первая в России постановка "Микадо" состоялась в Екатеринбурге в 2017 году, до того ее ставил только юный Станиславский на домашней сцене. Это история о том, как сын японского императора Нанки-Пу сбегает из дворца, становится бродячим менестрелем, ищет в городе Титипу полюбившуюся ему девушку Ям-Ям и, пройдя через многие комические приключения, добивается своего счастья. Вообще-то Гилберт написал сатиру на британские нравы и перенес действие подальше от бдительной цензуры в Японию. Отсюда смешные коллизии и острые куплеты, весьма непочтительные к любой абсолютной власти.
Остроумный фильм Майка Ли комически воспроизводит процесс создания этого шедевра. Идея пришла авторам во время посещения японской выставки: семенящие японки, церемонные поклоны, расписные веера... Теперь актерам лондонского театра "Савой" нужно спешно осваивать эту диковинную эстетику - Гилберт и Салливан ставят оперу об императорском дворе Микадо. Закулисье театра в фильме выглядит красочно абсурдным, викторианский Лондон - колоритным, музыка - неотразимой.
Думаю, стоит посмотреть и оригинальную оперетту "Микадо". Существуют ее цветная экранизация 1939 года и фильм 1967 года, основанный на постановке лондонского D Oyly Carte Opera Company. Можно найти в интернете и запись спектакля Свердловского театра музыкальной комедии 2017 года в режиссуре Алексея Франдетти.
Так что же такое мюзикл и чем он отличается от оперетты (буквально - маленькой оперы) - вопрос без ответа. В английском языке все проще: musical - значит "музыкальный", и все, что содержит музыку, пение и танец, может называться этим словом. Особняком стоит опера, жанр фундаментальный, солидный, хотя и в нем есть вещицы, неотличимые от хорошей оперетты, - любая комическая опера Россини, например. И все же замечательная "Весна" Григория Александрова - это довольно сложный по структуре мюзикл, а не менее замечательная "Карнавальная ночь" Эльдара Рязанова - всего только комедия с песнями. Потому что мюзикл предполагает развитую музыкальную драматургию - искусство, которым блестяще владел Исаак Дунаевский. В своей эволюции он пришел и к высокой литературе, обратился к Шекспиру ("Вестсайдская история", "Целуй меня, Кэт!"), Диккенсу ("Оливер!"), Бернарду Шоу ("Моя прекрасная леди"), Сервантесу ("Человек из Ламанчи")... Впрочем, в "золотой век" кино, каким считают 30-50-е годы, практически в любом фильме важная роль отводилась музыке, она оставалась в памяти поколений как знак полюбившейся картины: таков знаменитый вальс из мелодрамы "Мост Ватерлоо", марш из военного фильма "Мост через реку Квай" или "Темная ночь" из нашей картины "Два бойца".
Но не будем заниматься схоластикой и вторгаться в безнадежные споры. Вспомним некоторые музыкальные фильмы из разряда must see, снятые в СССР и за рубежом, подивимся богатству и разнообразию их видов, красок и оттенков.
1. "Музыкальная история". Реж. Александр Ивановский, СССР, 1940
Сейчас это трудно вообразить, но было время, когда кумирами толп были не поп-дивы и не рок-группы, а оперные певцы. Главную роль водителя такси играл прославленный тенор Сергей Лемешев, который по ходу любовной интриги пел огромное количество оперных арий от "Майской ночи" до "Евгения Онегина" - и картина входила в число самых кассовых хитов нашего проката, а по телевидению ее крутят до сих пор.
2. "Большой вальс". Реж. Жюльен Дювивье, США, 1938
Этот фильм до сих пор остается непревзойденным образцом не только "байопика" о композиторах, но и музыкального кино вообще. Кинолегенда о "короле вальсов" Иоганне Штраусе и его любви к ветреной оперной диве Карле Доннер (в этой роли эмигрантка из России Милица Корьюс). Вальсы Штрауса в обработке Дмитрия Темкина звучат по-новому азартно и захватывающе, есть несколько сцен, где любимые всеми мелодии как бы впервые рождаются на ваших глазах - из пения птиц, рожка извозчика, перестука копыт и фантазии режиссера (эпизод в Венском лесу).
3. "Оливер!". Реж. Кэрол Рид, Великобритания, 1968
Мюзикл Лайонела Барта по мотивам романа Чарльза Диккенса. История сироты из работного дома, который бежит на волю и попадает в Лондоне в шайку воров. Толпы на улицах просыпающегося города, сцены в кабаке или в работном доме становятся увлекательными танцевальными композициями, сражающими своей энергетикой и живописностью. Ангелоподобный Марк Лестер в роли Оливера, гениальный Рон Муди в роли многоопытного главы шайки Феджина, роскошная музыка Барта делают впечатление незабываемым.
4. "Поднять якоря!". Реж. Джордж Сидни. США, 1945
Два друга-матроса с авианосца в увольнении на берег спешат на свидание с любимыми девушками, но оказываются в плену у сбежавшего из дома малыша. Им придется караулить его до прихода тети - двадцатилетней красотки, и немудрено, что они теперь в плену у нее, став друзьями-соперниками. Очень крутой мюзикл с огромным количеством изобретательных музыкальных номеров в исполнении главных героев - Фрэнка Синатры, Джина Келли и Кэтрин Грэйсон. Особенно хорош фантазийный танец, где партнером Джина Келли стал Микки Маус - это первый в истории триумфальный опыт совмещения реального актера с анимационным персонажем.