О чем рассказал Дмитрий Мезенцев депутатам Парламентского Собрания Союза Беларуси и России

2 декабря в Доме Правительства в Минске состоялось заседание 61-й сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, на котором выступал Государственный Секретарь Союзного государства Дмитрий Мезенцев.
 Фото: Роман Щербенков  Фото: Роман Щербенков
Фото: Роман Щербенков

"Заседание 61-й сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России проходит в особое время - 4 ноября, совсем недавно, главами наших государств, Президентом России Владимиром Владимировичем Путиным и Президентом Республики Беларусь Александром Григорьевичем Лукашенко, членами Высшего Государственного Совета Союзного государства приняты по-своему исторические масштабные решения, определяющие принципиально новый этап экономической интеграции в наших странах.

О РЕАЛИЗАЦИИ 28 СОЮЗНЫХ ПРОГРАММ

Правительства уже приступили к работе по формированию подходов по реализации 28 союзных программ, которые определяют иной масштаб и глубину взаимодействия в самых значимых сферах национальных экономик с тем, чтобы единое экономическое пространство Союзного государства имело иные, более весомые масштабные характеристики. С тем, чтобы конкурентоспособность единого научного технологического экономического потенциала стала, безусловно, выше. С тем, чтобы представительства продукции, которая будет производиться на территории Беларуси и России, находили сбыт на куда более широком числе внешних рынков, чем ныне. С тем, чтобы, самое главное, миллионы семей, миллионы граждан Беларуси и России почувствовали очевидные результаты от той экономической интеграции. С тем, чтобы достаток в домах, прибыль предприятий были гарантией исполнения значимых масштабных социальных обязательств, которые определены главами наших государств - национальными лидерами Владимиром Путиным и Александром Лукашенко.

Приняты 28 отраслевых программ. Они подтверждают, что сегодня тот переговорный процесс, который был начат в декабре 2018 года по прямому поручению национальных лидеров, завершен. Определена серьезная практика взаимодействия в таких отраслях, как энергетика, формирование рынка газа, развитие атомной энергетики, гармонизация финансовой и банковской сфер, в сфере труда и социальной защиты, значительном ряде других.

При этом хочу сделать особый акцент: только при особом формате поддержки со стороны Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, при активном участии союзных парламентариев, представителей Совета Республики, Совета Федерации, Государственной Думы, Палаты представителей возможно в самые кратчайшие сроки выйти на согласованное с правительствами обсуждение подходов к принятию разного уровня документов общим числом около 400. И мы хорошо понимаем, что с целью определения условий такой работы важно, чтобы востребованы были предложения союзных депутатов, Комиссий Парламентского Собрания, Комитетов и Комиссий Палат Национальных Парламентов.

Также хочу кратко остановиться на ряде конкретных направлений экономического взаимодействия, которые характеризуют ближайшее будущее. И тем более что для Правительств определены два года работы, когда базовые фундаментальные положения экономической интеграции будут определены. Хочу также отметить, что практика взаимодействия между главами Правительств - Михаилом Мишустиным и Романом Головченко, между вице-премьерами, которые отвечали за переговорный процесс - Алексеем Оверчуком и Николаем Снопковым, определяет сегодня более плотный, я бы даже сказал, еще более искренний, товарищеский формат отношений министерств и ведомств.

Но при этом думаю, что вы согласитесь, что это важно во взаимодействии с парламентариями и при формировании формата парламентского контроля за такой работой. Прежде всего - по линии Парламентского Собрания.

С целью определения условий для поддержания малого и среднего бизнеса, создания дополнительных рабочих мест Советом Министров Союзного государства (подчеркну, его возглавляет глава российского Правительства) утвержден план мероприятий по развитию малого и среднего предпринимательства до 2023 года включительно. Большое значение имеет гармонизация денежно-кредитной политики. Для граждан и для бизнеса чрезвычайно важны развитие финансовых технологий, интеграция платежных систем, обеспечение информационной безопасности и защиты граждан в финансовой сфере.

Мы много раз видели, сколь сложно порой гражданам добиваться при фактах неправомерных действий по отношению к их вкладам возвращения тех средств, которые они держат на электронных платформах.

Унифицирование законодательства в области обеспечения регулирования ядерной и радиационной безопасности становится еще более важным. Также с учетом того, что Беларусь стала страной, вступившей в клуб держав мирного атома.

Мы также видим, что в дорожных картах прописаны алгоритмы обеспечения безопасности при обращении с ядерным топливом и его отходами.

О ГАРМОНИЗАЦИИ ПОДХОДОВ

Принципиальное сближение наших экономик требует регулирования в транспортной сфере. Ключевой остается задача формирования единой промышленной политики, устранение технических и бюрократических барьеров, которые порой возникают при поставке продукции - как белорусской продукции на российский рынок, так и российской продукции в Беларусь.

Важны общие правила поддержки производства и продаж на рынке Союзного государства и в третьи страны. Введение единых правил доступа к государственному заказу и госзакупкам позволит обеспечить равный доступ к ним и устранить существующие ограничения.

Хочу подчеркнуть, что завершено согласование проекта Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о взаимном признании банковских гарантий при осуществлении государственных и муниципальных закупок. Осуществляется подготовка к его подписанию.

Но уже сейчас в тестовом режиме проходит обкатка алгоритма действий для участия белорусских банков в процессе государственных, муниципальных закупок в Российской Федерации.

В рамках отдельной союзной программы будут выработаны общие подходы к гармонизации законодательства в части трудовых отношений, занятости населения, соцстрахования и пенсионного обеспечения, поддержки семей с детьми, социального обслуживания и социальной поддержки отдельных мало защищенных категорий граждан.

ОБ ОБЩИХ ПРОЕКТАХ

В ходе заседания Высшего Государственного Совета Президент Республики Беларусь Александр Лукашенко отметил значимость реализации крупных совместных проектов и перспективные направления деятельности. Было сказано, что это проекты по пилотируемой космонавтике, созданию нового аппарата зондирования Земли сверхвысокого разрешения, это микроэлектроника, где мы договорились, говорит Президент Беларуси, всесторонне проработать вопросы проектирования и производства электронной компонентной базы. И здесь также прозвучало поручение в адрес Постоянного Комитета Союзного государства взять эти вопросы на особый контроль.

По прежнему важнейшим инструментом интеграции остаются союзные программы

Президент Российской Федерации Владимир Путин в своем выступлении на заседании Высшего Госсовета сказал: "Строительство Союзного государства подразумевает не только взаимное переплетение экономик, но и координацию во всех других сферах, включая политическую и оборонную. В этой связи очень важно обеспечить более тесное взаимодействие между российскими и белорусскими министерствами и ведомствами.

О ЗАДАЧАХ ПОСТОЯННОГО КОМИТЕТА

Для нас было особо значимы слова Президента России о том, что повышается роль Постоянного Комитета Союзного государства. Безусловно, мы понимаем эту ответственность. И отчетливо понимаем, что прежде всего мы должны содействовать работе парламентариев, содействовать взаимодействию республиканских и федеральных ведомств и найти эффективные форматы такой поддержки.

В рамках союзной программы гармонизации налогового и таможенного законодательства и сотрудничества в таможенной сфере будут заключены международные договоры об общих принципах налогообложения, по косвенным налогам и об углублении взаимодействия между таможенными органами.

Предлагается создание совместного консультативного органа - Комитет Союзного государства по налоговым вопросам. Постоянный Комитет уже подключился к работе по формированию Межгосударственного центра в структуре Таможенного Комитета Союзного государства. Во взаимодействии с Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь и Федеральной таможенной службой России прорабатывается вопрос его финансирования из бюджета Союзного государства с июля 2022 года. Полагаем, что соответствующий вопрос о создании в структуре Таможенного Комитета Союзного государства Межгосударственного центра для координации работы по управлению рисками, а также реализации аналогичных функций мониторинга совершения таможенных операций будет рассмотрен уже в ходе пятого в этом году заседания Группы высокого уровня Совета Министров Союзного государства 14 декабря.

Руководство Группы высокого уровня, которую возглавляют Алексей Оверчук и Владимир Семашко, является эффективным инструментом по взаимодействию. Только в текущем году в ходе четырех заседаний решен ряд важных вопросов по снятию ограничений в отношении доступа и участия в государственных закупках, включая взаимное признание банковских гарантий, интеграции информационных систем в сфере фитосанитарного контроля, устранение ограничений закупок отдельных товаров, подготовки документов для сотрудничества в области микроэлектроники и электронного машиностроения и ряд других.

Безусловно, полноценная интеграция невозможна без создания единого миграционного и визового пространства, которое обеспечивает трудовую мобильность населения и гарантирует свободу передвижения наших граждан. Именно на это направлена утвержденная Президентами, членами Высшего Государственного Совета концепция миграционной политики Союзного государства. Впереди предстоит серьезная законодательная работа по реализации ее положений. И я полагаю, что у профильных комиссий Парламентского Собрания будет возможность также высказать свое слово и внести свои содержательные партнерские предложения в адрес заинтересованных ведомств.

О ВОЕННОЙ ДОКТРИНЕ

Принята новая Военная доктрина Союзного государства, которая стала адекватным ответом на значительные изменения военно-политической обстановки в Восточно-Европейском регионе, возрастание негативных процессов в сфере безопасности.

Реализация доктрины вписывается в общую тенденцию наращивания взаимодействие Беларуси и России в сфере активизации сотрудничества предприятий оборонно-промышленного комплекса наших стран и обеспечения военной безопасности на единой границе Союзного государства.

О ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ

Новый этап союзного строительства ставит новые масштабные задачи перед Национальными Парламентами, перед Парламентским Собранием Союза Беларуси и России. Для реализации 28 союзных программ планируется разработать и принять почти 400 актов различного уровня. По сути, будет гармонизирован процесс регулирования ключевых сфер взаимодействия на общем интеграционном фундаменте. Во многом именно ваши решения, решения парламентариев, могут подтвердить близость подходов к формированию и модельного законодательства, о чем уже не раз коллеги говорили, поднимая этот вопрос. Видится, что он очень значим и по-настоящему перспективен.

Для реализации союзных программ потребует внесения существенных изменений в национальные законы России и Беларуси. В этой связи представляется целесообразным вернуться к концепции сближения законодательств государств-участников договора о создании Союзного государства.

О ДОСТИГНУТЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ И ПЕРСПЕКТИВАХ НА 2024-2028 ГОДЫ

В скором времени должен быть разработан проект основных направлений реализации Договора о создании Союзного государства на период 2024-2028 годы. Проект документа будет подготовлен в скором времени и должен быть подписан до 31 декабря 2023 года.

Важно подчеркнуть, что важнейшим инструментом интеграции остаются программы Союзного государства. 28 союзных программ - это фундаментальные планы сотрудничества республиканских министерств и ведомств с опорой на межрегиональную практику.

Но есть еще программы Союзного государства, которые реализуются в течение последних 20 лет и которые в полном объеме финансируются из союзного бюджета, и никакого разговора о том, что кто-то готов отказаться от этой практики, по сути дела, нет и никогда не было.

Я хочу подчеркнуть, что за это время реализовано 69 программ союзного государства на общую сумму 49,8 млрд российских рублей в области электроники, медицины, высоких технологий, создания биологически активных препаратов, материаловедения, безопасности, в космической сфере.

В 2021 году реализуется еще 9 программ в сферах военно-технического сотрудничества, обеспечения информационной безопасности Союзного государства, сельского хозяйства, охраны окружающей среды, программы социальной направленности общим объемом финансирования около 11,3 млрд российских рублей.

В 2022 году продолжится реализация 3 действующих программ Союзного государства - совершенствование системы защиты информационных ресурсов государств-участников договора о создании Союзного государства в условиях нарастания угроз в информационной сфере, под грифом "Паритет", разработка, модернизация и гармонизация нормативного организационно-методического и аграрно-промышленного обеспечения целевого применения космических систем дистанционного зондирования Земли России и Беларуси, гриф "Интеграция СГ". Программа совместной деятельности России и Беларуси в рамках Союзного государства по защите населения и реабилитации территорий, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, "Программа "Чернобыль".

Кроме того, предполагается начать финансирование еще двух программ: разработка базовых элементов орбитальных и наземных средств в интересах создания многоспутниковых группировок малоразмерных космических аппаратов, наблюдения земной поверхности и околоземного космического пространства, комплекс СГ, и разработка интеллектуальных высокотехнологичных цифровых электронных компонентов и систем для автотранспортных систем специального и двойного назначения "Интелавто". В высокой степени готовности находится программа "Разработка перспективных базовых технологических процессов получения функциональных материалов, структур, компонентов и модулей для высокоэффективных изделий фотоники в Союзном государстве. Компоненты... Я переживаю, что, может быть, вынужденно углубился в такие технологические детали, но считал обязательным парламентариям представить, руководству Парламентского собрания ту фактуру, которая показывает, что под эгидой Союзного государства, о чем мы не всегда умеем развернуто и глубоко, доходчиво говорить, ведется и велась масштабная содержательная работа. И вот Григорий Алексеевич Рапота, который сегодня сенатор Российской Федерации, стоял у истоков многих программ, многих инициатив, которые продолжают реализовываться и сегодня.

В настоящее время идет работа по подготовке к согласованию шестнадцати проектов концепции новых программ Союзного государства. Реализация шести из них предполагается уже со следующего года. Они будут направлены на решение задач по укреплению безопасности, упрочению инфраструктуры оборонных ведомств, освоению космоса, формированию единого научно-технологического пространства, созданию инфраструктуры фундаментальных и прикладных исследований Союзного государства, обеспечению мероприятий социальной направленности. Мы получили предварительную поддержку Михаила Владимировича Мишустина и Романа Александровича Головченко по выходу на постановление Союзного Совмина как специальную макропрограмму создания инфраструктуры фундаментальных и прикладных исследований Союзного государства, которая, предполагается, будет соотнесена с подписанием и осовремениванием межправсоглашения о взаимодействии в научной и образовательной сфере, притом что действующее межправсоглашение было подписано еще в 1996 году и с тех пор не дополнялось и не изменялось. Сегодня, когда появляются новые, все более жесткие штаммы коронавируса, мы рассчитываем на придание статуса программы Союзного государства, то есть обеспечение практически стопроцентного финансирования из союзного бюджета той перспективной работы, которую ведут российские ученые в Институте экспериментальной медицины в Санкт-Петербурге. При том, что уже на площадке одного из медицинских центров Министерства обороны идет успешная работа по проведению доклинических испытаний пробиотической так называемой "кефирной" вакцины против коронавируса. И также важно отметить, что с этой работой в системе в поддержку партнерских отношений с Национальной академией наук Беларуси уже ознакомлены белорусские ученые.

ОБ АЛГОРИТМАХ ПОДГОТОВКИ СОЮЗНЫХ ПРОГРАММ

Пользуясь случаем, вновь обращаюсь к руководству Парламентского собрания, к парламентариям с запросом на совместную с федеральными и республиканскими ведомствами работу по подготовке предложений по формированию новых перспективных программ Союзного государства, которые будут соотносимы с направлениями, определенными главами государств, которые сформулированы очень объемно и точно с 28 союзных программах. В рамках права законодательной инициативы, которой обладают парламентарии, могут обсуждаться новые предложения, новые идеи в ходе парламентских слушаний в национальных парламентах и, конечно, прежде всего в ходе заседаний профильных комиссий Парламентского собрания. Вобрав все самые лучшие предложения производстводственников, ученых, экспертов, получив поддержку министерств и ведомств. Мы хотим принципиально изменить алгоритм подготовки программ. Сегодня это очень сложный бюрократический механизм, включающий два этапа, практически дублирующие друг друга. Порой согласование программ Союзного государства требует от трех до четырех лет. Понятно, что никакой актуальности к выходу третьего или четвертого года от первоначальной идеи может не оставаться. Поэтому мы также просим вас в диалоге прежде всего с министерствами финансов, министерства экономики Беларуси и России поддержать наш подход с тем, чтобы ни одна программа Союзного государства более одного года никогда не обсуждалась и не утверждалась. В ходе Высшего госсовета лидерами наших государств поддержаны предложения по упрощению и оптимизации таких подходов. Но это потребует, безусловно, очень тщательного алгоритма его реализации и опоры на нормальную законодательную базу.

Разработаны изменения в порядке подготовки проектов Союзного государства. До настоящего времени мы говорим о том, что проекты - это еще один институт, который поддерживает союзное строительство. Двадцать восемь союзных программ, программы Союзного государства и проекты Союзного государства. В настоящее время проекты реализуются пока только в двух сферах: образования и культуры. Для расширения областей применения данного инструмента сотрудничества предлагается данное ограничение снять, что позволит реализовывать проекты во всех сферах совместной деятельности, представляющих национальных интерес, в пользу социального направления под эгидой Союзного государства в форматах союзного строительства. И здесь речь важна о социально значимых проектах, которые касаются и поддержки той удивительной, искренней, яркой работы, которую ведут президент России и президент Беларуси, в самом широком смысле слова - нашей команды, по защите исторической правды. Мы видим со следующего года издание библиотеки при журнале "Союзное государство" не в традиционном, а в таком по сути дела дискуссионном плане, с опорой прежде всего на наши архивы. Архивы, которые касаются истории Великой Отечественной войны, архивы, которые касаются нашей совместной истории. И в том числе к изданию тех материалов, которые дают формально повод нашим так называемым западным партнерам нас укорять - при том, что они не погружены и порой нашу историю трактуют так, как выгодно им сегодня, забывая о том, что белорусский и российский народы вместе идут по этой жизни столетиями.

О ЗДОРОВЬЕ ГРАЖДАН СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

Мы хотим также, чтобы была поддержана работа, мы хотим поблагодарить парламентариев также за то, что было сделано по формированию нового мероприятия - лечения граждан Беларуси и России с использованием протонной терапии, одного из наиболее точных и максимально щадящих методов лучевого лечения. Ведь мы хорошо понимаем, что нет ничего дороже здоровья и жизни наших людей. Мы обратились в министерства здравоохранения двух стран с предложением проработать концепцию программы по социализации граждан с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, включающую разработку новых методов протезирования. При этом также мы запросили ответы, профессиональные ответы представителей Минздравов по формированию программ по реабилитации тех лиц, которые перенесли коронавирус сегодня. Полагаем, что мы получим скорые ответы и поддержку подобных инициатив.

О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ ПОПЫТКАМ ФАЛЬСИФИКАЦИИ ИСТОРИИ

И в завершение. Одним из ключевых направлений остается совместная работа по противодействию попыткам фальсификации истории Великой Отечественной войны, воспитанию гражданина патриота, сохранению памяти о подвиге солдата Победы. Министерство науки и высшего образования России и министерство культуры Республики Беларусь планируют к разработке совместно с Постоянным комитетом Союзного государства единый проект по созданию новой экспозиции в продолжение уже действующего историко-просветительского проекта "Поезд Победы" на тему партизанского движения. И также скажу, что мы получили предварительно очень быстрый и заинтересованный ответ от министерств культуры, от министерств обороны наших стран, от Сергея Кужугетовича Шойгу и Виктора Геннадьевича Хренина к тому, чтобы мы совместными усилиями начали возведение и создание комплекса на Кобринском рубеже Брестской крепости как центра патриотического воспитания молодежи Беларуси и России.

Мы завтра, 3 декабря, при поддержке мэрии Москвы, музеев на Поклонной горе, Государственного музея обороны Москвы и белорусского музея истории Великой Отечественной войны открываем экспозицию, посвященную операции "Тайфун" - той битве под Москвой, которая имела в рамках Великой Отечественной войны непреходящее политическое и моральное значение для советского народа. Мы хотим еще раз поблагодарить мэра Москвы Сергея Собянина, всех заинтересованных участников этого проекта. Но, самое главное, мы после этого хотим, чтобы в рамках Круглого стола, который состоится завтра по теме о защите исторической правды, прежде всего приглашенная нами белорусская и российская молодежь, молодые люди - и суворовцы, и слушатели военных академий, и те, кто учится в гражданских вузах, колледжах, кто работает на производстве, - еще раз осознали, что победа едина. Память о ней едина. И сколько бы лет ни прошло, мы обязаны это ценить. И вот наша просьба, прежде всего к руководству Парламентского собрания, к парламентариям - поддержать задачу по... Наверное, скажу так: по разъяснению и даже, может, пропаганде тех задач, которые сегодня стоят на этом этапе экономической интеграции. И в том числе куда более широко опираться пока на очень скромный потенциал союзных средств массовой информации.

О ПРОЕКТЕ МЕДИАХОЛДИНГА И ЦИФРОВИЗАЦИИ СОЮЗНЫХ СМИ

И мы также в рамках поручения, прозвучавшего на заседании Высшего государственного совета заинтересованными сторонами широко, не келейно, будем обсуждать проект создания медиахолдинга, который объединит под своей эгидой все информационные ресурсы Союзного государства. Чтобы мы в кооперации с национальными СМИ могли рассказывать о той широкой практике, огромной практике, которая касается миллионов людей, которая идет сегодня и о которой пока мы, к сожалению, рассказываем плохо и не всегда умеем это эффективно делать.

И сегодня мы также предлагаем к обсуждению в широком поле возможность реализации нового рамочного проекта Союзного государства по инфраструктурной поддержке развития цифровизации средств массовой информации Беларуси и России, по цифровизации союзных средств массовой информации.

Уважаемый Вячеслав Викторович, уважаемый Владимир Павлович, уважаемые коллеги, я хочу еще раз поблагодарить вас за право выступить с этой высокой трибуны, представив основные положения той большой работы, которую по поручению президентов наших стран провели национальные правительства, республиканские федеральные ведомства. Я хочу также сказать, что значение этой сессии, значение первого заседания, которое проведено по договоренности Вячеслава Викторовича Володина и Владимира Павловича Андрейченко в очном формате трудно переоценить, тем более что это первая встреча "глаза в глаза" во исполнение решений Высшего государственного совета от 4 ноября текущего года. И мне кажется, этот хороший задел, приход новых людей подтверждает и гарантирует совместную интересную, насыщенную работу.

О СИМВОЛИКЕ СОЮЗНОГО ГОСУДАРСТВА

И в завершение. Мы подготовили предложения, которые могут быть при поддержке президентов России и Беларуси, руководство Союзного государства, Парламентского собрания быть рассмотрены как основа символики Союзного государства. И мы сегодня с вами в этом удивительном зале, историческом зале встали, когда исполнялись гимны России и Беларуси. Но я думаю, что все понимают, что должно прийти время, и пусть оно придет как можно скорее, когда и в этом зале, и в стенах Государственной думы будут исполняться гимны Беларуси, России и Союзного государства. Давайте вместе подумаем над этим предложением.

Еще раз: огромная благодарность за право выступить перед столь высоким авторитетным собранием. Спасибо"

Источник: Постоянный Комитет Союзного государства

Хотите знать больше о Союзном государстве? Подписывайтесь на наши новости в социальных сетях.