Петербургские власти давно и планомерно занимаются поддержкой инвалидов. И, как отмечают в городском Комитете по труду и занятости населения, для этого задействованы не только финансовые инструменты, но и различные механизмы, которые позволяют социализировать, создают новые возможности для общения, для самоощущения - "Я могу быть самостоятельным, зарабатывать и тратить" или "Я могу приносить пользу обществу". Именно поэтому новое кафе в ТК "Дунай" - с открытой кухней: повара работают в том же помещении, где размещаются столы. В меню - напитки и выпечка. Каждый из сотрудников отвечает за свою позицию: Саше лучше всего удается шарлотка и пирожки с яблоками, а Наталье - сочни с творогом.
- Мы специально использовали такой формат, - рассказывает генеральный директор кафе Лариса Талипова, - потому что нашим особым работникам важно видеть, что их продукция нравится, что люди ее покупают и едят с удовольствием. Если "запереть" их в отдельной изолированной кухне, то этой радости общения у них не будет.
Оборудование для кафе - от разделочных столов до планетарных миксеров и духовых шкафов - было закуплено на средства бюджета Санкт-Петербурга. Как рассказал первый заместитель председателя Комитета по труду и занятости населения Николай Рогачев, на обустройство ушло 2,8 миллиона рублей. А всего на программу субсидирования создания рабочих мест для инвалидов, которая реализуется в городе уже полтора десятка лет, в 2021 году было выделено 60 миллионов рублей.
- Сейчас на рынке труда сложилась определенная ситуация, которую можно определить как "рынок соискателя", - отметил Николай Рогачев на церемонии открытия кафе, - и это открывает более широкие возможности для трудоустройства инвалидов. Мы уверены, что этот проект будет успешным, и хотим пригласить предпринимателей и коммерческие организации к участию в программах трудоустройства, чтобы в следующем году помочь еще большему количеству петербуржцев.
В новом кафе на Дунайском проспекте - четыре рабочих места. Сотрудников набрали через программу стажировки граждан с инвалидностью, испытывающих трудности в поиске работы. Она предназначена для граждан, прошедших профессиональное обучение или получивших дополнительное образование, но не способных найти работу самостоятельно. Центр занятости населения Санкт-Петербурга подбирает для них временный вариант "с целью закрепления на практике теоретических знаний, полученных в образовательном учреждении и формирования умений и навыков выполнения профессиональных обязанностей". В течение трех месяцев соискатель под руководством штатного сотрудника пробует себя в профессии, заработная плата стажеру и доплата наставнику выплачиваются из средств бюджета Санкт-Петербурга. В 2021 году 74 выпускника профучилищ с инвалидностью приняли участие в программе. А по истечении срока стажировки работник из временного чаще всего становится постоянным.
- Мы своих стажеров уже никому не отдадим, - улыбается Лариса Талипова. - Но если они пойдут работать в другую организацию, они нас не подведут.
Таким же образом набирают трудовой коллектив в инклюзивные мастерские проекта "Простые вещи". Сегодня это 35 рабочих мест по пяти направлениям: столярное дело, керамика, кулинария, графика, швейная мастерская, а также кафе "Огурцы". Коллектив везде смешанный, "обычные" и особые мастера работают вместе, то есть люди с особенностями развития психики и интеллекта трудятся на равных с художниками, ремесленниками и волонтерами.
- Наши особые мастера - все разные, - рассказывает координатор проекта "Простые вещи" Вера Никитина, - поэтому и работа у них разная. Есть, к примеру, те, кому можно доверить работу с инструментами и оборудованием, а есть те, кому нельзя. Но такие сотрудники могут, допустим, покрывать деревянные заготовки маслом. Или заниматься сборкой и упаковкой. Или убирать производственное помещение. Дело найдется всем.
В программе стажировки проект "Простые вещи" участвует уже второй год. И все, кто пришел по направлению от Центра занятости, становятся своими. Так попал в коллектив, к примеру, столяр по имени Саша. Он воспитывался в детском доме, потом получил профессиональное образование и собственное жилье - комнату. Где и просидел целый год, потому что не знал, что делать дальше. Сегодня Саша вместе с коллегами готовится к Новому году - делает сувенирные елочки из фанеры. Они будут продаваться в магазине при кафе.
- Без государственной поддержки проекты, подобные нашему, обойтись не могут. Она может выражаться в грантах или субсидиях, льготах по арендной плате, других вариантах, - продолжает Вера. Зарплата наших работников как раз и складывается из таких источников, а еще из благотворительных пожертвований, перераспределения прибыли от кафе.
Примерно треть наставников приходят на работу в инклюзивные мастерские в связи с какой-то личной историей. Так в проект попала и сама Вера Никитина: ее дочка - особый ребенок. Еще две трети становятся сотрудниками на зарплате после волонтерства или в связи с полученным в вузе образованием - психолога, психиатра, если не хотят работать по специальности напрямую.
Важно отметить, что программа стажировки рассчитана не только на соискателей, но и на работодателей, подчеркивает начальник отдела занятости граждан с особыми потребностями Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Ирина Кузнецова. Не секрет, что иногда наниматель опасается иметь дело с особенным сотрудником - боится навредить и ему, и себе. В этом случае трехмесячный испытательный срок помогает понять, насколько работодатель и работник подходят друг другу. А иногда - выяснить, что "вроде бы все хорошо, но чего-то не хватает". В этом случае Центр занятости может направить соискателя на учебные курсы, чтобы повысить квалификацию или расширить компетенции, освоить необходимые компьютерные программы.
Еще один инструмент финансирования занятости инвалидов обусловлен региональным законом о квотировании рабочих мест. Работодателям, численность работников которых превышает сто человек, на уровне субъекта РФ должна быть установлена квота для приема на работу инвалидов в размере от двух до четырех процентов среднесписочной численности работников. В Петербурге это 2,5 процента. Однако если компания не может трудоустроить инвалида по объективным причинам (например, на технически сложное производство), она вправе профинансировать его работу в подходящих условиях - выплату заработной платы и необходимое оборудование рабочего места. Причем квота считается выполненной только в том случае, если это рабочее место занято, подчеркивает Ирина Кузнецова. С 1 марта 2022 года эта норма начнет действовать не только на региональном уровне, но и на федеральном.
- В этом случае заключается соглашение со сторонней организацией, в роли которой могут выступать общественные фонды и различные ассоциации, а также субъекты малого и среднего предпринимательства, - поясняет специалист. - Сегодня в Петербурге заключено 128 таких соглашений на 953 рабочих места, а также еще шесть - через частные агентства занятости. За последние три года уровень обеспеченности квот для инвалидов в Северной столице вырос с 64 до 74 процентов.
Что касается людей с приобретенной инвалидностью, то здесь специалисты Центра занятости советуют обратиться к карьерным консультантам в районных агентствах занятости. В первую очередь необходимо выяснить, может ли человек сохранить прежнюю профессию и насколько его работодатель заинтересован в конкретном сотруднике. Если ответ на оба вопроса положительный, то из городского бюджета может быть предоставлена субсидия на переоборудование рабочего места. Если ответ отрицательный, встает вопрос о переобучении - направление тоже лучше выбрать по совету специалиста. Наконец, если человек тяжело переживает такую перемену в жизни, ему помогут программы адаптации и психологической помощи. .
В Петербурге подростки с инвалидностью имеют возможность принять участие в программах временной занятости, которые также финансируются из бюджета города. Как отмечает Ирина Кузнецова, наряду с другими ребятами они могут приобрести первый трудовой опыт, попробовать себя в разных сферах деятельности. Предлагаются, к примеру, вакансии тестировщиков компьютерных игр или наставников в проекте "Серебряный блогер" - обучение компьютерной грамотности петербуржцев старшего возраста.
Между тем, отмечает Ирина Кузнецова, подобная профориентация не только помогала бы конкретным детям-инвалидам с выбором профессии и последующим трудоустройством, но и служила бы развитию самой программы. А это, в свою очередь, помогало бы развитию общества в целом: "Чтобы и в трудовом коллективе, и в жизни не было разделения людей по их возможностям здоровья".