Поправки инициированы в целях защиты предприятий, добывающих строительный камень, от доначислений налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) как за щебень. Напомним, что с этой проблемой столкнулось множество недропользователей Свердловской, Челябинской, Новосибирской областей, а также Алтайского края, Мордовии и Карелии (мы рассказывали об этой проблеме в нескольких материалах в "Экономике Уральского округа").
О сложившейся ситуации подробно говорили и на последней "Юридической неделе на Урале". Там, к слову, впервые был объяснен подход налоговых органов не языком судебных решений, а простым, понятным предпринимателям.
- Мы рассматриваем добычу как единый технологический процесс, который включает в себя в том числе дробление. Во время камеральных и выездных проверок тщательно изучаем все рабочие документы, техпроекты, запрашиваем пояснения. Согласно техпроектам, конечным продуктом извлечения полезного ископаемого, который соответствует ГОСТу, является именно щебень, - уточнила Юлия Смирнягина, начальник отдела налогообложения юридических лиц УФНС по Свердловской области. - НК РФ позволяет определять налоговую базу двумя методами: расчетным и исходя из цены реализации. Как правило, налогоплательщики реализуют щебень, это видно по счетам-фактурам и банковским выпискам, но по ошибке, определяя налоговую базу, используют расчетный метод. Получается, что продают щебень по тысяче рублей за тонну, а налог платят исходя из затрат на добычу полезного ископаемого - 20 рублей за тонну, что прямо противоречит НК РФ, так как расчетный способ применяется только тогда, когда отсутствует реализация полезного ископаемого. Позиция ФНС по взиманию НДПИ при добыче строительногоо камня в виде щебня исходя из цены реализации подтверждена арбитражной практикой, в том числе определениями Верховного суда РФ, а также Конституционным судом РФ.
Представители бизнеса со своей стороны привели доводы, почему подход налоговой службы экономически не обоснован: современные технологии добычи строительного камня очень различаются. Есть такие установки, которые сразу дробят сырье и разделяют на несколько фракций. В итоге можно получить отсев, минуя стадию щебня. Кроме того, эксперты обратили внимание на негативные последствия доначисления НДПИ для добывающих предприятий, которые в большинстве своем являются градообразующими, - угрозу банкротства или уголовного преследования директоров за уклонение от уплаты налогов.
- Позиция налоговой изменилась под давлением регионов. Из-за того что все меньше денег поступает в бюджеты, возникают попытки переформатировать правоприменение без изменения действующего законодательства. Это приводит к единовременной выгоде, но к тяжким последствиям для предприятий - некоторые вообще перестают существовать, выплатив регрессный иск за три года плюс пени и штрафы за пользование чужими средствами, - считает Михаил Петриченко, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Саратовской области.
P.S.
Во время визита в Екатеринбург 7 декабря федеральный бизнес-омбудсмен Борис Титов предложил создать рабочую группу по этой проблеме, которая сформулирует предложения для правительства. В свою очередь, он пообещал поставить вопрос по НДПИ перед главой ФНС Даниилом Егоровым. "Справедливость должна быть, по крайней мере, в единообразии подходов ко всем предприятиям", - подчеркнул Титов.