"Российская газета" побеседовала с историком, куратором проекта Натальей Полонниковой - о традициях и, конечно, праздничном столе.
К Новому году выставка подходит издалека - первый зал посвящен календарям. Есть даже каменный круг ацтеков!
Наталья Полонникова: Мы хотели показать, что календари - это не только про разный отсчет времени. Они бывают самого необычного вида, из разных материалов. Календарь ацтеков - это точная копия того самого календаря, который был обнаружен в Мексике. Еще из необычного - инодонезийское летоисчисление на пальмовых листьях. Но, конечно, большой интерес представляют и наши - от так называемого кругового "бесконечного" до самого известного и любимого - Брюсова "Календаря или месяцеслова христианского". Его назвали по имени Якова Брюса, сподвижника Петра I, инженера и ученого - с ним сверялись многие почти 200 лет, с петровских времен до начала ХХ века. Кстати, а всем нам знакомые отрывные книжечки, появятся только после 1861 года.
Вообще ведь главным зимним праздником на Руси всегда было Рождество. До того самого указа Петра I, по которому Новый год у нас стали встречать не в сентябре, а 1-го января...
Наталья Полонникова: Да, этот царский указ у нас на выставке тоже представлен. Причем не только официальная бумага, но и лист из походной тетради императора с его собственноручным распоряжением о переносе Нового года и пометкой "сделано". Но святки все равно оставались одной из главных традиций - игры, гадания, хождение со звездой... Уникальный экспонат - маска для колядования, таких практически не сохранилось, потому что создавали их всегда из подручных средств. Вот эта звезда, например, сделана из сита. Костюм? Выворачивался тулуп, шапка... А потом вещи опять носили, как обычно, а предметы снова использовали по их прямому назначению.
А во что играли?
Наталья Полонникова: Из игр любили катание с горки, а еще - "Колечко выйди на крылечко", которую мы все знаем. Это сейчас мы не до конца понимаем, почему человек, у которого оказалось колечко, должен выбегать из круга. А тогда все было ясно: колечко - это рождественский подарок, и если тебя не поймали, тебе он и достается.
Оливье - это уже, можно сказать, непременное блюдо в новогоднем застолье. А чем было принято раньше угощать?
Наталья Полонникова: Одно из традиционных рождественских и новогодних блюд - студень. Рецептов было огромное множество. Музей "Ростовский кремль" предоставил нам формы для их приготовления - студники. Один украшен изображениями раков - вполне возможно, что студень был именно из них. А вот блюдо с цветочками - это кисельник, в нем готовили то, что мы бы сейчас назвали фруктовым желе. Его вываливали из формы и резали на куски. Надо сказать, что это редкие экспонаты - из-за того, что они постоянно использовались, их сохранилось очень мало. Большое значение, конечно же, играли пряники. Самый большой был зафиксирован на именинах Петра I, чтобы внести его, пришлось снять двери.
А как же обязательный хлопок шампанского?
Наталья Полонникова: Раньше к празднику варили пиво, а шампанское - более поздняя история. На выставке мы показываем книжечку 1861 года, где как раз рассказывается, как правильно встречать праздник с этим напитком. За пять минут до наступления Нового года все смотрят на часы, разливают шампанское и ищут глазами в толпе того, с кем обязательно хотят чокнуться и кого поздравить.
Казалось бы - уж какой Новый год без елки? Но ведь и она появилась у нас не сразу и не у всех!
Наталья Полонникова: Традиция ставить в домах украшенную игрушками ёлку завоевывала Россию постепенно, в течение всего XIX века. Кстати, "Раз-два-три - елочка гори!" - это дореволюционная забава. А как же ее зажигали? Всем кажется, что кто-то ходит вокруг дерева и медленно зажигает свечку за свечкой. На самом деле, была специальная зажигательная нить, которая соединяла все свечки, и от огонька на одной - все очень быстро загорались. Надо было только не терять бдительность - в начале ХХ века карикатуры часто высмеивали таких "запраздновавшихся", к которым едут пожарные.
А были ли традиции, которые у нас не прижились?
Наталья Полонникова: Конечно. Вот, например, сборник рождественских гимнов 16-го века, привезенный из Франции и хранившийся в семье Шереметьевых. При Петре I эту европейскую традицию пытались перенять, но не прижилось. Так же как и вертепы, это уже в последнее время они стали у нас везде появляться, а раньше особого интереса не встретили. Мы показываем немецкие, польские вертепы, есть даже африканский.
Выставка "Три века русской елки" будет открыта до 31 января 2022 года в Малом выставочном зале во Дворце царя Алексея Михайловича. Билеты лучше заранее приобретать на сайте музея-заповедника, для входа необходим QR-код и паспорт.