Речь идет о поправках в федеральный закон о развитии малого и среднего предпринимательства, разработанных Минэкономразвития РФ. В действующей редакции субъект бизнеса, который нарушает порядок и условия получения помощи, на три года теряет право на любую господдержку в рамках ФЗ. Причем никакой градации нарушений нет. Одинаковые санкции действуют и для тех, кто намеренно представил недостоверные сведения и документы, и для тех, кто случайно перепутал какие-то цифры или задержал сдачу отчетности.
- В Санкт-Петербурге есть предприниматели, которые лишились государственной помощи из-за долга перед бюджетной системой в несколько рублей, - отмечает председатель Совета НП "Союз малых предприятий Санкт-Петербурга" Владимир Меньшиков. - Впрочем, утверждать, что это глобальная проблема, я не могу. В нашем городе в принципе не так много примеров, когда субъекты бизнеса теряли право на господдержку за какие-либо нарушения, будь то серьезные проступки или технические ошибки. Однако, полагаю, это заслуга самих предпринимателей, тщательно проверяющих свою документацию и финансовое положение перед подачей заявок. Часто бизнесмены намеренно платят больше налогов, чем им начисляют, чтобы на счетах остался некий "задел", страховка от копеечных долгов. Такая практика защищает от возможных проблем при получении господдержки, но противоречит самим принципам ведения бизнеса. Предприниматель не должен тратить свободные средства на кредитование бюджетной системы РФ, он должен инвестировать их в развитие бизнеса, повышая свою эффективность, прибыль и, как следствие, объем уплаченных налогов.
Если поправки обретут законодательную силу, санкции не коснутся предпринимателей, вовремя исправивших ошибки. Если нарушения устранить не удалось, но они были незначительными, запрет на получение услуг будет действовать всего год.
Впрочем, далеко не все меры государственной поддержки регулирует федеральный закон о развитии МСП. К примеру, программа "невозвратного" кредитования ФОТ 2.0, ставшая в прошлом году одним из самых востребованных инструментов сохранения и развития бизнеса, работала на основании постановления правительства РФ.
За заемщиков, которые сумели сохранить не менее 90 процентов штата, государство выплатило всю сумму кредита вместе с процентами. Если сокращению подверглись от 10 до 20 процентов сотрудников, работодателю компенсировали половину суммы. Если же компания потеряла более 20 процентов работников, заем пришлось вернуть, но на льготных условиях - по ставке два процента в год. В рамках ФОТ 2.0 банки выдали 227 тысяч займов, что обеспечило защиту более пяти миллионов рабочих мест.
Сейчас действует кредитная программа ФОТ 3.0, в рамках которой субъекты бизнеса могут получить деньги по ставке три процента в год на 18 месяцев. Причем первые полгода выплачивать кредит не нужно. Однако претендовать на новые льготы вправе только компании, получавшие поддержку по предыдущей программе ФОТ 2.0, а также созданные после ее завершения Из-за этого у многих предпринимателей в регионах СЗФО возникли проблемы с оформлением займов.
- В кредите под два процента, который можно было не возвращать, мне отказали несколько банков из-за выбранных лимитов, - рассказывает владелица салона красоты в Калининграде Ирина Топоркова. - А сейчас я не могу получить кредит под три процента, поскольку формально салон не участвовал в раздаче кредитов в прошлом году. Очень обидно. Ни тогда, ни сейчас дешевые деньги не были бы лишними.
Привязка программы ФОТ 3.0 к программе ФОТ 2.0 беспокоит и петербургских предпринимателей. Как отмечает Владимир Меньшиков, это условие действительно нельзя назвать справедливым.
- Неважно, по какой причине предприниматель не брал деньги у государства в 2020-м - сам не хотел или у него не получилось оформить заем. Так или иначе, он справился со всеми проблемами, связанными с пандемией, самостоятельно, не обременял бюджетную систему. И это точно не повод лишать его поддержки в 2021-м, - подчеркивает Владимир Меньшиков. - Выдача кредитов по программе ФОТ 3.0 завершится в конце декабря, и в текущий момент, разумеется, уже невозможно откорректировать ее условия. Хотелось бы, чтобы подобные требования к субъектам бизнеса не выдвигались при разработке новых программ поддержки. А вообще, если честно, главная помощь, которая сейчас нужна предпринимателям, - это возможность стабильно работать. Конечно, с соблюдением всех санитарных мер, но хотя бы без ухода в онлайн и на удаленку.
В "разбюрократизации" нуждается и система распределения государственных грантов между социально ориентированными некоммерческими организациями. Общественников, допустивших ошибки при оформлении заявок или не заплативших вовремя налоги, в "черный список" не заносят и поддержки на три года не лишают. Однако они получают отказы в выделении грантовых средств в рамках текущей заявочной кампании. Для НКО, которые не ведут коммерческую деятельность, это чревато сворачиванием общественно значимых проектов.
- Во многих субъектах мои коллеги, у которых имеется задолженность по страховым взносам всего в несколько копеек, рискуют не получить региональные гранты, - комментирует ситуацию председатель Ассоциации социально ориентированных некоммерческих организаций Вологодской области, член Общественной палаты региона, эксперт фонда "Наше будущее" Анна Хрястунова. - Как мне кажется, было бы правильно, если бы для получения региональных грантов НКО требовалось не стопроцентное отсутствие задолженностей по налогам и сборам, а отсутствие крупных долгов. К примеру, Фонд президентских грантов и Президентский фонд культурных инициатив решили, что недоимка не должна превышать одну тысячу рублей. Это правильная позиция: не оставлять без поддержки организации, у которых копеечные долги образовались случайно, отсекая реальных неплательщиков.
Что касается требований к получателям региональных грантов, условия разнятся даже в пределах СЗФО. Где-то необходимо обеспечить стопроцентное отсутствие долгов, где-то не должно быть недоимок свыше тысячи рублей. Причем регионы, узаконившие более лояльные правила игры по аналогии с федеральными фондами, находятся в меньшинстве.
- На мой взгляд, требования к получателям региональных грантов во всех субъектах РФ должны быть едиными и, разумеется, максимально мягкими, - продолжает Анна Хрястунова. - Необходимо поднимать этот вопрос на федеральном уровне. Требует решения и еще одна проблема, связанная со сдачей отчетности в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Росстат и ряд других ведомств. Все электронные дистанционные сервисы требуют абонентскую плату за посреднические услуги, а также плату за электронные ключи и электронную цифровую подпись. Одна ЭЦП стоит минимум три тысячи рублей в год, а их порой требуется несколько. Причем правила постоянно меняются, и купленные подписи могут стать неактуальными. Можно, конечно, отправить документы по почте, но туда непросто попасть на инвалидной коляске. Необходимо предоставить организациям, в которых трудятся или которыми руководят люди с инвалидностью, возможность сдавать отчетность дистанционно, бесплатно и без посредников.